БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
Иного взгляда на человека придерживались ученые-естественники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца — подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем [2].
В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после родов [2].
Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления [3,с.173]:
- природное — существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;
- биологическое — общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;
- наследственное — существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);
- социальное — приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:
- собственно социальное — совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;
- специфически культурное — совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;
- нравственное — высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.
Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия "человек", "индивид", "личность". Результат такого разграничения показан на схеме (рис. 4).
Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве — ни рядом, ни вдали. А есть ли у личности тело? Нет, ведь личность — явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носитель — человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика — особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Еесодержание — это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Также поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности.
Что же такое социальное? Социальное — особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они — взаимоотношения и отношение — рассматриваются как общественно значимые.
Поясним суть дела примером.
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 1158;