Введение. Актуальность данной работы: Франсиско де Сурбаран сыграл немалую роль в развитии реализма, в частности Испанского реализма
Актуальность данной работы: Франсиско де Сурбаран сыграл немалую роль в развитии реализма, в частности Испанского реализма, а его работы были оценены по достоинству современниками как минимум на половине обжитых континентов. Он создал свою, насыщенную цветом живописую манеру, преодолев воздействие караваджизма.
Произведения Сурбарана относят к стилю тенебризма, свойственного Караваджо, творчеством которого увлекался Францисико де Сурбаран и кому подражал в ранние годы, а вся жизнь этого художника связана с Севильей, он много работал по заказам ее монастырей. У испанских художников было два основных заказчика: первый — это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй — церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Именно ему, скромному провинциалу, был поручен ряд крупных заказов для севильских монастырей, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в городе, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев. За двадцать девять лет жизни в Севилье, в общении с передовыми веяниями ее художественной жизни, Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем. Черты патриархальной созерцательности, сдержанного темперамента художника отразились в его искусстве. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.
“Самые приемы живописи Сурбарана совершенно отличны от приемов других художников. Более всего поражает в этом изумительном знатоке своего дела несомненно сознательное упрощение средств и при этом отнюдь не бедность их. Композиции Сурбарана напоминают народные или детские картинки. Можно подумать, что он видел композиции Фра Беато Анджелико, — до такой степени близка святая наивность обоих художников, живших на расстоянии двухсот лет.”1
Сурбаран, в отличие от Риберы, редко изображал мучения святых, ему были чужды драматические сюжеты. Он погружает своих героев в окружение мягкого полумрака, что делает их лица и фигуры живописнее, а точно очерченные складки их одежд оживляют картины. Мир его образов кажется предельно телесным и правдоподобным и вместе с тем несет отпечаток отвлеченности и даже ирреальности. Простота и уравновешенность композиции соответствуют характеру действия, развивающегося спокойно и чинно. Это создает не просто атмосферу царящего здесь благочестия, а ощущение тяжело и медленно текущего времени. Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий. Его картины, особенно ранние, кажутся для своего времени архаичными, упрощенными, застылые фигуры разобщеные, подчас разномасштабные. С развитием своего творчества, в особенности в поздний период, художник стал отходить от этого стиля, его произведения стали более лиричными и лёгкими.
«Рассказ о необычайно яркой, замеченной современниками одаренности маленького Франсиско принадлежит к традиционным легендам, сопутствующим жизни многих других знаменитых живописцев.» - актуальный и по ныне для множества современных деятелей искусства. Художник в изображении монументальной композиции отразил характерные черты «монастырской жизни» Испании 17 века, актуальной и по ныне, в период упадка церковной «нравственности» и религиозности в целом. Массивные, словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы, их лица замкнуты, полны внутренней силы, что не может не вдохновлять, как простых обывателей, так и соратников по кисти.
Художественные идеалы Испании 17 века нестандартно воплотились в творчестве Франсиско, сыгравшего не маловажную роль в развитии испанского реализма. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но, в то же время, в рамках религиозных сюжетов он крайне убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.
Сурбаран был прекрасным колористом. Произведения Францисико де Сурбарана интересны тем, что его героев, то есть персонажей библейских историй и святых, окружает обстановка, знакомая глазу зрителя. Они, словно обычные люди, одеты в современную одежду, их окружают привычные предметы обстановки, которыми ежедневно пользовался любой современник художника таких как: книга, подсвечник, кружка, цветок, простой стол. Их лица полны покоя и словно обращены в горний мир, но, в то же время, в них мы можем узнать обычных испанцев, будь то дети, женщины или мужчины. Их лица понятны и близки зрителю, отчего картины Сурбарана всегда создают уютную атмосферу приближенности зрителя к сюжету.
Не только изображения святых близки зрителю. Геракла, изображённого в цикле картин художника, историки сравнивают с простым испанским крестьянином, сильным и не деликатным. Хоть этот цикл не является одним из лучших творений художника и его считают не очень удавшимся, но он может многое сказать о стиле живописца и о его мировоззрении.
Главный вклад Сурбарана в искусство барокко - необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В течение всего творчества Сурбарана более всего привлекало изображение монументальных, стоящих во весь рост одиночных фигур святых, монахов, легендарных и реальных деятелей церкви. Эти образы и составляют славу мастера. Великолепие живописных решений и достоверность выразительных портретных характеристик составляют главное завоевание картин Сурбарана.
Свой творческий путь он начинал как мастер, раскрашивавший деревянные скульптуры. Влияние современной скульптуры на живописный язык Сурбарана заключалось в том, что складки выглядели словно вырезанными из дерева, а пластика была обобщённой. Франсиско де Сурбарана называют самым «испанским» из трех великих представителей «золотого века» (к которому так же относятся Рибера и Веласкес). Об одной из его первых работ, «Распятии», современники отзывались с почтением и говорили, что при неярком освещении она казалась не живописной композицией, а вырезанной из дерева объёмной скульптурой.
Зрелый период творчества художника был успешным и принёс ему славу во многих уголках земного шара. Ему заказывали портреты, а также циклы картин для украшения дворцов и залов, например, цикл из двенадцати картин о Геракле для украшения дворца Буэн Ретиро.
Особым аспектом творчества Сурбарана является портретный жанр. Практически в абсолютном большинстве его композиций есть элементы портрета. Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. Если же взять одиночные портреты, то перед нами возникают настоящие натурные изображения, хотя на самом деле за этой хитрой мистификацией скрываются друзья и родные художника. Но есть у Сурбарана и несколько настоящих портретов, написанных, правда, в подражание манере Веласкеса. Один из них - портрет доктора Саламанкского университета (1635, Бостон, музей).
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 39402;