Феноменология во Франции
Имеются ли у гештальт-терапии во Франции какие-то особенности, отличающие ее от других направлений развития гештальта ?
Во Франции есть много течений гештальт-терапии; три как минимум. Одно весьма близко калифорнийской модели 60-х годов и оно все еще живо во Франции и имеет собственную школу. Другое происходит из этой последней модели, но интегрирует в себя теории, взятые из других подходов, как-то юнгианский психоанализ или теория объектных отношений. Третье направление — моя школа. Особенность нашей школы, вероятно, состоит в том, что мы изначально пытаемся найти основания для гештальт-терапии в нашем культурном контексте, особенно в направле-
174
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
175
нии феноменологии и перспективы поля. Мы употребляем слово «феноменология» не так, как в Америке. Я не знаю, как обстоит дело в Англии, но в Соединенных Штатах оно отсылает главным образом к пережитому опыту, например в выражении: «Расскажите мне, пожалуйста, вашу феноменологию». Во Франции мы используем это слово в качестве отсылки к философскому течению, которое связано с именами Гуссерля и Хайдеггера, Бинсвангера или Мерло -Понти. И я попытался использовать его для прояснения некоторых понятий гештальт-терапии, например: «Что такое интроекция?», «Что такое слияние?». Понятие слияния сильно изменилось со времен Пер-лза и Гудмена, и современные взгляды не те, что раньше. Моя жена написала книгу о слиянии, и я написал главу о контакте. Как видите, мы исследуем базовые понятия, которые используются сообществом, но однако нуждаются в прояснении. Другой пример — слово «опыт». Что значит «опыт»? Феноменология может научить нас многому в понимании «опыта».
Что это для вас означает сегодня ?
Хайдеггер сказал, что феноменология есть метод для раскрытия опыта. Например, что такое феномен? Иногда он сводится к чему-то очевидному, но так бывает не всегда. Иногда нужно немало потрудиться, чтобы раскрыть опыт. Во Франции мы никогда не говорим: «моя феноменология». Мы говорим о феноменологии как методе, философии, позиции в мире, способе думать.
И как же вы прилагаете эту философию к частному случаю?
Мы пытаемся описать то, чем является ваше переживание, чтобы раскрыть то, что есть и что существует подспудно. Например, метод включает то, что Гуссерль называет «эпохи»103 (воздержание от суждения, готовых идей, предрассудков и т. д.). И мы также можем рассмотреть нашу организацию в пространстве, во времени.
В работе с клиентом вы можете исследовать, как он организует свое тело в пространстве и как он переживает время.
Да. Например, когда вы откроете какого-нибудь психиатра или психотерапевта феноменологического направления, вроде Бинсвангера, Бланкенбур-га104 или Бина Кимуры105, они описывают опыт индивидов. Скажем, то, как индивиды организуют время. Эти авторы описывают, как психотический тип может жить в настоящем, словно это будущее... Они способ-
103 От греч. елохч — «задержка», «приостановка», «возде
ржание от окончательного суждения или определения».
(Прим. пер.)
104 В. Бланкенбург — недавно скончавшийся немецкий пси
хиатр феноменологической ориентации. Учился вместе с
Хайдеггером. Автор многих статей. Одна из его книг опуб
ликована по-французски: La perte de l'evidence naturelle. P.,
1991. (Прим. изд.)
105 Бин Кимура работает в Японии психиатром и профес
сором психиатрии. Автор многих статей по феноменоло
гической психиатрии. Некоторые из его понятий близ
ки понятиям гештальт-терапии, например, нашему поня
тию «границы контакта». Можно сказать, что его психи
атрия является феноменологией патологий границы кон
такта. Две его книги переведены на французский. Особо
го внимания заслуживает книга: Ecrits de psychopathologie
phenomenologique. P. 1992. (Прим. изд.)
176 |
Жан-Мари Робин
ны описать переживания этого типа с большой точностью, используя лишь отсылку такого рода.
Расскажите поподробнее о переживании времени.
С моей точки зрения, вопрос о времени является решающим для понимания концепта self в гештальт-терапии. Концепт self отличается от чисто пространственного или даже топического представления. Очень просто иметь представление, которое было у Фрейда: он рассматривал структуру, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного, где каждый элемент находится глубже предыдущего. Это пространственная метафора. Это структурное мышление столь же очевидно в психопаталогии. Это как если бы все остановилось и замерло. Если вы рассмотрите self как процесс, то вы увидите, что self не тот же самый в момент преконтакта, на стадии вхождения в контакт и стадии завершения контакта и что self отнюдь не расположен в одном «месте».
Я вспоминаю одно интервью Пола Гудмена в книге американского эссеиста Глассхайма. Он задал Гудмену вопрос: «Если я вас правильно понимаю, ваше представление о self лишено привязки в пространстве?» Гудмен ответил: «Да, self не сидит в человеке, а есть там, где находится действие». Это значит, что, вопреки нашему желанию расположить self в пространстве, мы не можем этого сделать, self меняет место и интенсивность. Если я увлечен нашим разговором, то где находится мой self. Вполне вероятно, что он находится между нами скорее чем «во мне». А когда я отключаюсь от нашего разговора и пребываю на стадии пост-контакта, self ослабевает, и, может быть, он тогда в большей мере находится «во мне». Это переживание меняющегося self является для меня переживанием времени, так
Быть в присутствии другого 177
как в разные моменты self может изменять место и интенсивность. Если нет творческого приспособления, то нет и self, или его очень мало. Это не значит, что нет субъекта, организма, идентичности. А дело в том, что просто мало self. Так я понимаю Пола Гудмена.
В чем еще особенности вашей практики гештальт-терапии ?
Я уделяю значительное внимание и трачу много времени на фазу преконтакта. Вероятно, это связано с тем влиянием, которое оказали на мое образование эпоха Изалена и то, что Йонтеф назвал «бум-бум терапией». По моему мнению, многие гештальт-тера-певты склонны чересчур быстро переходить к фазам контакта. Чем больше времени тратиться на предварительном этапе построения гештальта, тем сильнее и ярче будет гештальт. Чем меньше вы задержитесь на этой фазе, тем больше дальнейшая работа будет походить на работу бихевиориста. Мои последние статьи («От поля к ситуации» и «Интенциональность во плоти»106) помогли мне развить эти планы рассмотрения и позволили лучше понять, что означает работать в перспективе поля, и что это не просто лозунг.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 890;