Постмодернизм гештальт-теории self
Вышло так, что создание гештальт-терапии и ее теоретических основ оформилось в 1951 году в книге («Gestalt Therapy»), в которой была предложена теория self и терапевтическая модель, заключающаяся в анализе процессов конструирования форм (ибо примерно это и подразумевается под понятием «ге-штальт-терапия»).
В то время понятие self очень мало использовалось в клинических науках о человеке. Популярность, которая к нему пришла благодаря работам Винникотта,
Быть в присутствии другого 79
Кохута и других, относится к более позднему времени.
Пятьдесят лет спустя и благодаря теоретическим и клиническим работам, осуществленным с тех пор, мы сегодня ясно видим, что данное понимание self укоренено в индивидуалистической традиции, которая является в том числе фрейдистской, даже немного структуралистской, характерной для современности, но в то же время интуитивно и провидчески оно отсылает нас к тому направлению мысли, которое сегодня называется постмодернистским. Рядоположе-ние этих двух интеллектуальных течений иногда рождает определенный диссонанс. Многое еще нуждается в уточнении и большей связности. Но направление уже задано.
Каково это направление? В чем состоит этот эпистемологический разрыв? Если говорить современным языком, то, обобщая, можно сказать, что в этом подходе self делокализовано, децентрализовано. Self больше не рассматривается как более или менее стабильная, глубинная и преемственная во времени сущность: self есть процесс, оно принадлежит полю. Self теперь не налагается на понятие субъекта, оно есть возможность создавать формы и значения, творить и организовывать контакты с миром людей и миром вообще. «Self— всего лишь небольшой фактор в глобальном взаимодействии огранизм/среда. Однако оно играет ключевую роль, которая состоит в развитии и создании значений, благодаря которым мы можем развиться». Если сказать об этом словами Бинсвангера, которые подходят лучше слов Фрейда, психотерапия становится в большей мере «анализом течения настоящего», нежели анализом психики, и «течение настоящего». Это «здесь-бытие» состоит из того постоянного опыта, который называют «контактом» и кото-
80 |
Жан-Мари Робин
рый является для нас другим способом обозначить процесс конструирования гештальтов.
Я повторю слова Турнье, которые я только что процитировал: «Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим... ».
, В отличие от привычных мыслительных форм (представлений и понятий), которые «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику в пространстве — и использование понятия «топический» это иллюстрирует, — теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральности, прибавляет «временное» измерение (дабы связать заново «топос» и «хронос»).
Таким образом, основное измерение для гештальт-терапии— основное, но не исключительное — является скорее «хроническое», чем «топическое». Хроника представляет собой последовательность формирования форм, последовательность опыта, последовательность организации смыслов, последовательность поля осознания, последовательность контактов, последовательность конструирования контактов в межличностных связях и отношениях и т. д. Self в опыте не может быть локализован единообразно: в ходе действия или в ходе контакта self переживается одним и тем же образом только в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или подготовки.
Мне — и не мне одному — нередко случалось указывать в качестве аналогии на тот путь, которым следует квантовая физика. Так, говоря о природе света, квантовая физика признает, что свет можно рассматривать как корпускулярный феномен, материю, состоящую из фотонов, или как волновой феномен, который заключается в процессе, движении. Сталкиваясь с фак-
Быть в присутствии другого 81
тами, подтверждающими тот и другой взгляд, физики знают, что обе теории описывают феномен только отчасти и что они не могут говорить о явлении света в двух модальностях одновременно — как о материи и как о волне. Ставить вопрос об истинности того или другого подхода, очевидно, значит ставить вопрос неправильно. Поиск примирения двух подходов также, по-видимому, ведет в тупик. Что для себя открыли физики, чтобы понять эту двойственность? Они открыли факт, который кажется очень простым, но который имеет самые серьезные последствия для того, что называют духом науки: говорить о волнах или фотонах означает всего лишь говорить о некоторых инструментах, которые человек сконструировал для рассмотрения явления света! Свет не «есть» ни фотон и ни волна; он существует, он обнаруживается с помощью инструментов, созданных для измерения фотонов и волн! Это значит и то, что мы в науках о человеке знаем довольно давно, в особенности, после Курта Левина, но что мы иногда склонны забывать: не существует феномена, наблюдатель, свидетель которого, при всем своем желании оставаться «нейтральным», не являлся бы его составной частью или даже, я бы сказал, его конструктом.
Может быть, и вы сегодня не обратили внимание на одну небольшую деталь в приведенной мной цитате из книги Турнье, как и я в свое время не обратил на нее достаточного внимания. Я повторю эту цитату полностью:
«Существовать — что это означает? Это означает быть вне, sistere ex (находиться вне). Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим.
82 |
Жан-Мари Робин
Этот ничтожный призрачный мирок ломится в двери большого реального мира. Но ключ от дверей в руках у других».
Ключ в руках другого!
Без другого человека не открыть никакую дверь. Без другого ничего не существует. Без другого не существует self; без другого не существует самовыражение; без другого не существует речь.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 841;