Тема 13. Типы и методологические основы творчества
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и программы) в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из форм.
К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологические, научно-популярные произведения.
Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадическим заказам. Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медицины, экологии и т.д. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслуживающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь научного знания с актуальными вопросами современности.
Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.
В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также профессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.
Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказывается тем более значимой.
Публицистика (лат. publkus «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведения; четвертые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.
Разумеется, объективная панорама текущих событий в публицистике носит осмысленный субъективно-личностный характер, т.е. содержит не только факты, но и мнения о них. В соответствии с направлением каждого издания (программы) создается картина жизни и даются свои оценки. Поэтому в разных СМИ публицистические панорамы могут приобретать разные черты, отличаясь друг от друга как в нюансах, так и по существу. Поэтому важно, чтобы каждое СМИ отмечало, чем отличается представленная им картина от остальных. В противном случае читателю придется либо обращаться также и к другим СМИ, либо доверять единственному.
Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. использование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Конечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» понятийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно.
В силу того что публицистические произведения возникают как отображение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, публицистическая картина жизни состоит из произведений разных жанровых форм. Эти жанровые формы очень многообразны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведений (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез текущих явлений, фиксируя события и мнения о них участников и свидетелей. Эта группа жанров требует широкого обращения к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при минимуме комментария «от публициста». Группа статейных жанров (корреспонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущности, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очерки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении. Конечно, в репортаже также так или иначе будут представлены лица и даны начатки анализа событий, а в статье публицист обратится и к характеристике участников, и к сообщению фактов. Но в центре внимания каждой группы жанров находятся соответственно события, явления, характеры.
Журналист не может обойтись без ориентации в области теории познания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литературы и искусства. Специализируясь в какой-то конкретной области, ему необходимо обратиться к соответствующим научным дисциплинам, «описывающим» эту область (теория государства или знания в области спорта, сельскохозяйственная наука или рекламоведение, теория культуры или основы жизнедеятельности семьи и т.д. и т.п.). Иначе говоря, в силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творчески-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию.
Вторая составляющая методологической культуры журналиста - общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике - от сущности массовой информации и ее функций до законов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социального познания, но придает ее использованию специфицирующий характер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов исторического и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д.
Третья область методологической культуры - методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официальных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.
Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действительно свершившееся и допускают проверку (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников» или (крайний случай) - слухи. Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но не зафиксированными документально) требует специальных оговорок.
Во-вторых, фактом обычно называют существенные, значимые, играющие важную роль события, заявления, поступки, тогда как мелкие, незначимые, нехарактерные явления действительности называют фактиками, годными только для упоминания «между прочим». Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологическими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - к фабрикации ложных фактов.
Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволяют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сделать выводы в соответствии с действительной природой того или иного события, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рассмотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки определяется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкретной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точности характеристик и оценок.
Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе создания публицистических произведений.
Побудительным мотивом, начальным стимулом творческой деятельности по созданию конкретного произведения могут быть разные факторы - и задание редакции, и взволновавший журналиста вопрос, и попавший в его поле зрения необычный факт, и «заказ», и случайно услышанный разговор и т.д. Этот начальный стимул часто называют «запускающим механизмом», потому что благодаря ему активизируются и вступают в действие все «запасы» знаний журналиста, накопленный им опыт, умения и навыки творческого труда. Иначе говоря, «запускается», приводится в рабочее состояние методологическая культура журналиста. В силу ее развитости и аутентичности творческой ситуации первичное осмысление материала приводит к начальному формированию замысла - еще неясному, со множеством вариантов (иногда даже исключающих друг друга) представлению о будущем произведении. В замысле прежде всего определяется возможное будущее содержание произведения - его тема (греч. thema «положенное в основу»), совокупность явлений жизни, о которых пойдет речь; проблема (греч. problema «выдвигаемое вперед, задача») - вопрос, рассматриваемый на данном жизненном материале; идея (греч. idea «мысль, знание») - выводы, суждения, мнения, предложения, которые будут обосновываться и доказываться при решении поставленных вопросов на материале рассматриваемых явлений действительности. Наряду с этим, пусть неотчетливо, в различных вариантах формируется представление о форме произведения - наметки жанрового, композиционного, стилевого решения.
Завершающая фаза творческого акта - создание текста произведения - также направляется различными составляющими методологической культуры журналиста. Специфичность процессов и результатов создания текста зависит от его индивидуальных творческих качеств, личного опыта и склонностей, интуиции, характера фантазии, стиля мышления и чувствования и т.д.
Тема 14. Действенность и эффективность журналистики
Нередко бывает так, что произведения, которые в журналистском кругу считаются творческим успехом, не производят глубокого воздействия на «потребителя» информации. И наоборот, «проходные», с точки зрения семантико-синтактической обычные, невыдающиеся произведения способны оказать глубокое влияние на положение дел в обществе, вызвать активный отклик и (или) реакцию в различных организациях, а также у официальных лиц. Могут быть и другие результаты.
В принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возникают неожиданные, не связанные с поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов.
Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.
Результативность творчества - одна из главных проблем журналистики.
Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития экономической, социально-политической, духовной и Других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую РОЛЬ в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потребности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».
Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо подготовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.
В зависимости от состояния социального объекта для удовлетворения потребностей в информации о нем при всестороннем и подробном анализе ситуации требуется информация разного «наполнения»: и поддерживающая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая и т.д. и т.п.
Поскольку «потребителями» информации являются как массовая аудитория, так и социальные институты, результативность деятельности бывает двух планов - соответственно адресату информации. С одной стороны, воздействие информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью (лат. effectivus «производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое и практическое значения, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непосредственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдаленные последствия и т.д.).
Различение эффективности и действенности по объекту журналистского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои усилия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журналистики, что оказывается результатом высокого качества работы.
Действенность - это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.
Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики.
Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.
Прежде всего, это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.
Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по поводу перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешиваться в жизнь с позиций и в связи с важнейшими социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интересов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информационной деятельности и не переходить в сферу специальной информации, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных ситуаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.
Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотрение (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание контактов с этими институтами и официальными лицами.
При реализации идеологических, культурных и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это требует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию. Поэтому как бы высок ни был уровень семантической и синтактической адекватности, судить об эффективности только по этим основаниям нельзя. Более того, нередко случается так, что высокие качества произведения, если его рассматривать только с этих сторон, оказываются своеобразными «недостатками» с прагматической точки зрения. Например, употребление редких лексических средств языка, развитых синтаксических конструкций, сложных композиционных построений может сделать текст труднодоступным и привести в конкретной аудитории к дисфункциональным последствиям. К таким же результатам приводит и излишне акцентированное изложение верных положений (оцениваемых аудиторией как «давление»), слишком большой объем предлагаемой в малый отрезок времени информации (восприятие «отстает» от представления) и т.д. и т.п. Эти вполне реальные случаи из журналистской практики, возникающие именно в связи с тем, что не учитываются требования прагматической адекватности при создании и передаче текста, можно назвать «парадоксами эффективности».
Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты (лат. effectus «действие, впечатление, результат») - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. В области сознания эти эффекты обнаруживаются в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании и преимущественно в общественном мнении, а внутри каждого из этих компонентов массового сознания - в знаниях, взглядах, представлениях, убеждениях, стремлениях, ценностях, нормах, идеалах и т.д. В области поведения, определяемого сознанием, эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общественной жизни, быта, досуга и т.д. При этом эффекты в сознании и поведении проявляются и как возникновение каких-то новых образований (знаний, идей, стремлений и т.д.), и как корректировка, дополнение, развитие уже имеющегося в «арсенале» аудитории, и как переоценка, опровержение, вытеснение осознанного как негодного, ложного, вредного для нее.
Системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определяются задачи и совокупности целей, поставленных им в ходе подготовки произведения. И работая над каждым его компонентом, во всех шагах творческой деятельности связка «цепь - потребность» является определяющей. Ведь эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист, и аудитория.
Очевидно, что для эффективной организации деятельности журналистам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использовать. Аудитория (лат. auditorium; audire «слушать»; auditor «слушатель») - совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. «Взаимность» здесь обязательна, поэтому аудиторию часто называют реципиентами (лат. recipientis «принимающий»; receptio «принятие»). Следовательно, искусство в прагматической сфере журналистской деятельности заключается в том, чтобы суметь получить у аудитории «аудиенцию» и добиться хотя бы того, чтобы его по крайней мере «выслушали».
Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы. Читателями, слушателями, зрителями становятся по собственной воле, самостоятельно выбирая для регулярного или спорадического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них информацию субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды.
Аудитория конкретного издания (программы) - «Известий» или «Труда», «Маяка» или «Орфея» - это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать (если издание, программа сумеют расширить саморекламу, зону уверенного приема – ареал распространения для ТВ и РВ, увеличить розницу прессы, а также, разумеется, добиться большего «приспособления» материалов по интересам, доступности, увлекательности и проч.), составляют потенциальную аудиторию издания или программы. Для превращения ее в реальную аудиторию направление и информационная политика СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения. А те слои и группы общества, на которые специально рассчитана газета или радиопрограмма и значительную часть которых эти СМИ стремятся сделать своими читателями или слушателями, разработав соответствующее направление деятельности и реализующую его информационную политику, составляют расчетную аудиторию.
Об этих непростых отношениях «потребность - интерес» (теперь уже в аудитории) журналисту важно знать именно потому, что руководствуется аудитория как раз интересами, т.е. субъективными желаниями и стремлениями. Тем самым организация эффективного функционирования журналистики наталкивается на некое противоречие, которое в силу своей «непреодолимости», неустранимости, постоянства представляет собой специфическое условие функционирования журналистики и с которым нельзя не считаться, если есть желание работать эффективно.
Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, будучи помещенным в издание или включенным в программу, он не будет воспринят аудиторией. Разумеется, для ответственной журналистики недопустима игра на низменных интересах, на дурных склонностях людей, эксплуатация дегуманизирующих факторов.
Спектр мотивов весьма широк. Важнейшими из них являются: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связях фактов, в закономерностях и т.д.); мотив выработки и укрепления социальной позиции, подходов, взглядов; престижный мотив (реализация самоуважения и признание со стороны окружающих в связи с использованием «достойных» источников информации); утилитарный (получение практически полезной информации для сферы труда, проведения свободного времени, политической деятельности, самообразования и т.д.); рекреативный (отдых, развлечение, заполнение досуга); мотив культурного развития; познавательный мотив; мотив установления контактов с людьми и т.д.
Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) формируют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, областей и проблем жизни, авторов, что выражается в «читаемости», «смотримости», «слушаемости» публикаций и передач. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. В связи с неудовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запросы - обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию. В явно выраженных пожеланиях (например, в письмах) или в направленности склонностей, проявляющихся в поведении аудитории, сказывается ощущение «информационного вакуума», который, с точки зрения аудитории, требует восполнения в изданиях и программах.
Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать на эффективное выполнение информационной политики, получает конкретные формы через практический учет - прямое или косвенное выполнение «требований» аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов, предпочтений. Отсюда необходимость найти способы передачи информации, которая соответствовала бы потребностям и вместе с тем вызывала бы у нее активный интерес и осваивалась бы ею без излишних затруднений.
Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь возникает некоторый парадокс: с одной стороны, надо идти «за» аудиторией (удовлетворять ее интересы), с другой - быть постоянно «впереди» нее (способствуя ее движению в соответствии с потребностями). Это трудный, но единственно возможный, действительно» эффективный путь.
Свойством, характерным для вызывающих высокий интерес произведений, является ситуативность повествования. Она проявляется в том, что ход рассуждений, аргументации, выводов автора постоянно вращается вокруг конкретных ситуаций жизни. Построенное на тщательном разборе ситуации - «жизненных случаев» - произведение часто может увеличиться в объеме - это оказывается оправданным, если усиливает воздействие. Впрочем, журналист может ограничиться и «осколками» ситуаций, отдельными деталями и подробностями, выразительными штрихами, и тогда появляется возможность работать в малых жанрах (ведь пятистрочная заметка представляет именно частичку развивающейся ситуации, которую журналистика отслеживает в ряде произведений).
Еще одним свойством, привлекающим аудиторию, является драматизм повествования. Его проявления многообразны.
Прежде всего это демонстрация драматизма самой реальности. Без конфликтов (от малых разногласий до острой борьбы) не обходится ни одно явление жизни, через столкновения протекает процесс формирования и развития общества. Вскрывая, показывая, анализируя суть конфликтов, демонстрируя драматизм происходящего, журналист эффективно вовлекает аудиторию в эмоционально насыщенное «слежение» за развертыванием и исходом конфликтной ситуации.
Другая форма проявления драматизма в произведении - это демонстрация драматизма «искания истины» самим автором на глазах аудитории, показ «приключений» его мысли в ходе поиска ответа на поставленные вопросы в процессе осмысления даже и бесконфликтных ситуаций. Демонстрация хода журналистского «расследования» активизирует внимание аудитории, чего трудно добиться при простом изложении выводов, сделанных по результатам анализа «в уме», заставляет следить за развитием мысли, проверять верность суждений и доводов автора. Тем самым формируется активное отношение к «расследуемому» читателей, слушателей, зрителей, более полным и прочным оказывается усвоение ими информации.
Драматизм может быть достигнут также путем активной диалогичной формы общения с аудиторией, открытого разговора с читателями, слушателями или зрителями. В прямом обращении к аудитории широко используются риторические «фигуры» (вопросы, поставленные как бы от имени аудитории, и сразу же даваемые ответы, указания на возможные несогласия аудитории и предлагаемая автором контраргументация, возражения на невысказанные сомнения и т.д.).
Диалог с аудиторией чрезвычайно важен, если учесть, что журналистика по природе своей призвана «общаться» с аудиторией, имея в виду характер и состояние массового сознания. Знакомство с массовым сознанием помогает выявить, что в нем верно и неверно, что существует в виде вопроса или проблемы, что из необходимого отсутствует.
Еще один вариант - диалог с оппонентом на глазах у аудитории. Иногда при отсутствии реального оппонента используется образ так называемого «адвоката дьявола» - сторонника взглядов, которые хочет опровергнуть журналист. Такой спор с оппонентом в присутствии аудитории резко активизирует ее внимание и стремление разобраться, что способствует повышению эффективности влияния на аудиторию.
Требование популярности журналистских произведений предопределяет также необходимость учета законов восприятия информации, без чего даже в высшей степени соответствующее потребностям и интересам аудитории и интересам аудитории произведение столкнется с существенными препятствиями «по дороге» к аудитории, на пути сближения с ней – с так называемым психологическим барьером.
Восприятие – это деятельность воспринимающего субъекта, активность, направленность и сосредоточенность которой зависят не только от предлагаемой информации, но и от субъекта восприятия, реципиента.
При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интереса реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов или тем более противоречащая им информация осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.
Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не означает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозициональные действия - третий этап восприятия, в ходе которого обнаруживается «последействие» воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с «потерями») в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого.
В процессе восприятия информации наряду с социально-психологическими установками действуют также общепсихологические закономерности внимания, понимания и запоминания, которые, разумеется, требуют учета при проведении журналистских акций.
Внимание к информации зависит от ее значимости для реципиента. При этом чем выше внимание, тем больше в процессе восприятия замечается подробностей («аналитический эффект»), тем сильнее впечатление («фиксирующий эффект») и отчетливее («усиливающий эффект»). Поэтому, чтобы вызвать высокий уровень внимания, журналисту важно опираться на такие ориентиры, которые вызовут это внимание.
Самое простое и очень эффективное решение задачи по привлечению внимания (и в значительной мере по его поддержанию) возможно на путях использования особенностей непроизвольного внимания, которое базируется на остром ориентировочном рефлексе (рефлексе «что такое?») как непроизвольной реакции на необычное, непривычное, само по себе бросающееся в глаза в «информационном поле» (такое действие производит сенсация). Даже простое объявление будущей передачи, если в нем выделено что-то необычное, особенное, имеет огромное значение для установления первичного контакта с информацией (включение телевизора в обозначенный час).
Но и в этих условиях механизмы внимания действуют так, что неизбежными оказываются переключения и отвлечение внимания. Это следует учитывать и разнообразить повествование - перемежать планы, вводить «освежающие» отступления, излагать концепт (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, чтобы «потери» не повлияли на усвоение главного.
Для оптимизации восприятия массовой информации важно также учитывать закономерности понимания и запоминания. Освоение информации будет существенно облегчено, если она будет «представляться» в соответствии с правилом движения от интересного факта к главному выводу, от сенсационного к закономерному, от явления к сущности и т. д. При этом важно, чтобы аудитория видела в авторе своего «представителя», общаться с которым интересно и полезно. Если, например, «заголовочный комплекс» (рубрика, название произведения, подзаголовки, объясняющая «врезка» и др.) на уровне первичного синтеза дает общее представление о наиболее значимом для аудитории, то последующее повествование представляет развертывание системы подробностей, из освоения которых возникает вторичный синтез, детализирующий концепт произведения. Это касается крупных произведений, а в сводках новостей эффективным будет такой прием, когда вначале сообщается о самом важном, затем дается подробное изложение, а в конце выпуска снова повторяются главные темы и суждения.
Таким образом, достижение популярности - важнейший путь к эффективности. При этом подлинная популярность далека от заигрывания с аудиторией. Наоборот, требуя учета реальностей (уровня образованности, системы интересов, состояния умонастроений, механизмов восприятия и т.д.), она нацелена на развитие сознания и поведения аудитории.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 2038;