ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ГРУППАХ
Когда малые группы, организации или государства оказываются вовлеченными в связанный с соперничеством конфликт, эти общности (мы называем их группами) приобретают тенденцию к изменениям, которые способствуют эскалации конфликта минимум шестью способами.
Во-первых, происходящие в группе дискуссии часто приводят к тому, что враждебные установки и восприятия отдельных членов группы приобретают более экстремальный характер. Это происходит из-за поляризации группы (Moscovici & Zavalloni, 1969). Когда участники группы обсуждают друг с другом какие-либо общие для них взгляды, они еще больше укрепляются в своих взглядах. В этом феномене, судя по всему, задействованы два механизма (Isenberg, 1986). Один из них состоит в том, что участники группы выслушивают точки зрения друг друга и соответствующую аргументацию. Обнаружив, что остальные с ними согласны, они воспринимают это как подтверждение своих взглядов и получают новые аргументы в их пользу Другой механизм представляет собой своего рода соревнование между членами группы, в котором каждый норовит придерживаться такого мнения, которое смещено в предпочитаемом группой направлении не меньше, чем в среднем по группе. В результате мнения участников группы все больше смещаются в направлении, предпочитаемом группой.
В контексте социального конфликта это означает, что психологические изменения, такие как враждебность и недоверие, усиливаются, когда в конфликт вовлекаются группы. Поляризация групп наиболее явно проявляется в эффекте толпы. Люди, расстроенные каким-либо инцидентом, объединяются в группу и, обсуждая свои расстроенные чувства, распаляют их до гнева. Эффект толпы проявился у студентов во вторую ночь кризиса в Университете Буффало, а у полиции — в ночь, когда студенты держали военный совет. Но поляризация групп происходит не только в толпе. Она случается со всеми группами, вплоть до таких, как Сенат США или Совет директоров фирмы IBM.
Вторым видом происходящих в конфликтующих группах изменений является появление быстро возникающих норм, которые поддерживают дух соперничества в конфронтациях (Raven & Rubin, 1983). Нормой является любая установка, любой взгляд, любая цель или любой способ поведения, общие для преобладающей части группы. Большинству участников группы нормы видятся как «правильный образ мыслей». Нормы внушаются новым участникам группы и навязываются старым, если те начинают в них сомневаться. Большая часть упомянутых в этой главе психологических изменений, в том числе негативные установки, недоверие, принцип «все или ничего», нежелание общаться с противостоящей стороной — все это может превратиться в норму. Когда такое происходит, эти изменения закрепляются, приобретают стабильность. Они становятся традицией группы, а не принадлежностью отдельных ее участников. В этом качестве они тем более будут способствовать эскалации конфликтов.
Третьим общим результатом конфликта является появление групповых целей соперничества. Примером может быть желание одной из сторон конфликта победить или даже уничтожить вторую сторону. Такие цели возникают на основе приобретенного в конфликте опыта и еще сильнее раздувают пламя конфликта. Кроме того, группы могут добиваться своих целей способами, которые недоступны для отдельных лиц, поскольку могут координировать действия многих индивидов. Разделение труда между членами группы повышает ее общую продуктивность и обеспечивает осуществление сложных мероприятий во имя борьбы, таких как создание армии или военная подготовка. Поэтому при эскалации конфликта группы, если их участники настроены соответствующим образом, действуют особенно эффективно. Одной из групповых целей, приведших к эскалации конфликта в Университете Буффало, было решение забастовочного комитета прекратить занятия.
Четвертым видом изменений в группах, способствующим эскалации, является повышение сплоченности группы или, как это часто называют, солидарности. Группа является сплоченной постольку, поскольку ее члены находят ее привлекательной.
Сплоченность влияет на поведение в группе тремя важными способами. Она способствует конформизму по отношению к групповым нормам (Festinger et al., 1950). Конформизм в свою очередь является следствием активного общения между членами группы (Back, 1951), их страха перед остракизмом (Festinger, 1950) и социального давления, которое сильнее всего действует в сплоченных группах (Schachter, 1951). Кроме того, сплоченные группы способны особенно энергично преследовать свои цели. И есть все основания считать, что члены сплоченных групп особенно сильно убеждены в правоте своего дела и эффективности своих действий (Janis, 1972; Kriesberg, 1982). Забастовочный комитет Университета в Буффало был высокосплоченной группой со всеми этими характеристиками.
По всем этим причинам можно ожидать, что сплоченность группы будет усиливать или умножать описанные в этой главе эффекты психологических состояний. Если установки по отношению к внешней группе являются негативными, они будут особенно сильными в сплоченной группе. Если другая группа вызывает недоверие или чувство угрозы, сплоченность усилит эти чувства. Если целью группы становится поражение другой группы и выработана тактика достижения этой цели, сплоченная группа будет вести такую кампанию особенно энергично.
Было неоднократно показано, что конфликтное противостояние усиливает сплоченность группы (Dion, 1979; Harvey, 1956; Ryen & Kahn, 1975; Worchel & Norvell, 1980) (Эти наблюдения не смогли воспроизвести Рэбби и Уилкенс (Rabbie & Wilkens, 1971), но похоже, что у испытуемых в их исследовании не было веры в дееспособность своей группы, они ожидали проигрыша в любом случае). Следовательно, усиление сплоченности — это еще один механизм, приводящий в действие цикл эскалации конфликта, поскольку он является результатом прежней эскалации и способствует ее продолжению. При этом мы вовсе не хотим сказать, что сплоченность сама по себе способствует антагонизму или эскалации. Исследования (Dion, 1973) не подтверждают этого. Дело тут скорее в том, что конфликт способствует сплоченности, а сплоченные группы, будучи вовлеченными в конфликт, особенно воинственны.
В группах, участвующих в напряженных конфликтах, часто происходят изменения пятого типа: преобладание в них получают воинственные лидеры (Sherifet al., 1961). Вообще, лидеры есть у большинства групп. Некоторые назначены таковыми официально, другие стали ими, будучи влиятельными членами групп, не наделенными особыми титулами. Обычно лидерами становятся те, кто отвечает основным чаяниям участников группы и хорошо соответствует деятельности, которой посвятила себя группа (Hollander, 1978). Это в равной степени справедливо и для групп, находящихся в состоянии конфликта, и для групп, занятых любым другим видом деятельности. Если конфликт предусматривает ведение переговоров, на авансцену выходят мастера переговорного процесса (отношения между лидерством, конфликтом и переговорами были исследованы на примере ближневосточного конфликта (и его наиболее заметных лидеров) в работе Kellennan & Rubin, 1988.). Но если конфликт предусматривает напряженное соперничество, лидерство скорее всего перейдет в руки тех, кто повоинственней, кто отражает гневные чувства членов группы и способен создать боевые силы. Таким индивидам свойственны особенно негативные установки и восприятие противника, и их требования бывают особенно жесткими. Соответственно, когда они получают преобладание, они укрепляют и усиливают решимость группы на применение крайних мер.
Такого роди изменения и руководстве происходили по обе стороны конфликта в Университете Буффало. Самая тяжелая стадия противостояния началась, когда полиция студенческого городка избила нескольких демонстрантов профсоюза студентов. Поначалу представители студенческого руководства пытались осуществлять свою руководящую роль, обещая провести переговоры с университетской администрацией. Но студенты были в такой ярости от действий администрации, что, проигнорировав этих руководителей, предпочли им группу радикалов, которые прежде не пользовались особым влиянием. Аналогичные изменения произошли в университетской администрации. Заместитель ректора, который хотел выступить посредником в улаживании противоречий, был отстранен от принятия решений, зато большое влияние приобрели другие официальные лица, выступавшие за более строгие меры.
В дополнение к изобретению тактических способов борьбы лидеры конфликтующих групп часто стараются укрепить существующую в их группах решимость на борьбу, очерняя противника (Bowers & Ochs, 1971). Примером могут быть заявления президента США Буша, который во время кризиса в Персидском заливе сравнивал Саддама Хусейна с Гитлером.
Шестым типом изменений, которые происходят при эскалации конфликта, является появление воинственных группировок. Иногда такая группировка может действовать в рамках ранее существовавшей структуры, как, например, правительственный комитет, созданный в связи с возникновением конфликта. Или же это может быть совершенно новая группа.
Новые конфликтные группы обычно появляются, когда одна из сторон конфликта представляет собой неорганизованную или плохо организованную массу людей. Затем происходит следующее: те, кто прежде особенно не общался друг с другом, осознают, что у них есть общие интересы и общая идентичность (Kriesberg, 1982). Они начинают активно взаимодействовать друг с другом, и у них развивается чувство принадлежности к одной группе и отчуждения от другой, часто в сочетании с гордостью за свою группу и ингрупповым фаворитизмом (Apfelbaum, 1979). Объявляются радикально настроенные ораторы, и их речи помогают новому сознанию выкристаллизоваться. Затем формируются боевые группы, сначала миниатюрные, но постепенно вырастающие до заметной численности при множестве просто симпатизирующих. Главная цель такой группы состоит в сокрушении своих оппонентов и в дальнейшем собственном росте.
Организация боевой группы часто знаменует собой поворот к быстрой эскалации конфликта (Coleman, 1957). Примером может быть формирование забастовочного комитета во время кризиса в Университете Буффало. Для этого есть две причины: 1) главная цель такой группы состоит в достижении преобладания над противником, и 2) те, кто организуют такую группу и руководят ею, обычно бывают очень воинственными. Часто такие организаторы долго дожидались случая выступить против данного конкретного противника, как оно и было в Университете Буффало (после исчезновения противоречия боевые группы по большей части просто распадаются. Однако некоторые приобретают в обществе постоянный законный статус в качестве инструмента защиты интересов тех, кто их организовал. Такой путь развития прошли некоторые общественные движения в США. Наиболее заметно это проявилось в рабочем движении. В Университете Буффало группа, которая откололась от забастовочного комитета под конец кризиса, образовала ядро движения за права женщин, существующее по сей день.).
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 993;