Зарубежные политологические теории конфликта
В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выделить сложно. Проблема конфликта, как правило, включается в более обширную теорию. Поэтому правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, их причинность, управление политическими конфликтами. Часто политологическими называют социологические теории конфликта, разработанные Козером, Боулдингом, Дарендорфом [32, 98]. Несмотря на указанные трудности, можно все же выделить три направления исследования конфликтов политологами: теории политических структур (групп); теории политической стабильности; этнополитические теории.
Теории политических групп. Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848—1923) — создатель теории элиты — считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Как люди отличаются по биопсихологическим качествам, так и общество социально неоднородно. Социальная изменчивость означает деление общества на массу индивидов управляемых и небольшое число управляющих, которое называется элитой. Борьба между элитами и их смена составляют сущность любого общества.
Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих соответствующими качествами, то наступает социальный конфликт в виде революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты общества. Кроме революций, в обществе возможны и другие социальные конфликты, которые обеспечивают процесс постоянного круговорота элит.
Один из создателей политологииГаэтано Моска (1858—1941), автор известной работы «Элементы политической науки» (1896), считал важным деление общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемый класс, неорганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках политического класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сменить старое правящее меньшинство. Смена происходит в виде социальных конфликтов.
Французский социальный мыслительЖорж Сорель (1847— 1922) (основная работа «Размышление о насилии» опубликована в 1907 г.) отвергал рационалистическую интерпретацию общества в истории, идею социального прогресса. Стихийное, иррациональное движение масс Сорель противопоставлял организованной политической борьбе, а насилие (как высшее творческое начало истории) — силе (как выражению авторитарной государственности). Только с помощью насилия и социальных конфликтов (революций, всеобщих забастовок) рабочий класс может реализовать свои стремления.
Немецкий исследовательФранц Оппенгеймер (1864—1943), изучая историю государства, пришел к выводу, что не экономические причины привели к созданию государственности, а правовые. Часть общества, захватив власть с помощью насилия, учреждает правовой институт — государство — для удержания в подчинении всех остальных. В ходе эволюции общества меняется форма насилия, но сущность государства остается неизменной.
Центральным звеном концепции американского политолога АртураБентли является политическая группа. Деятельность политической группы позволяет ей реализовать свои интересы. Но в обществе действует много других политических групп: партий, снижений, сообществ, что приводит к пересечению их интересов. Политическая группа может применить силу, чтобы реализовать свои интересы. Сила включает не столько физическое принуждение, сколько давление, угрозы, демонстрации, политические дискуссии и т.п. Благодаря их гибкому применению политическими группами реализуется политическая жизнь общества.
Теории политической стабильности. Концепции данного направления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в современном обществе. Так, Дж. Блондел предложил трехмерное измерение политической системы в отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать «радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляемой правительством политики на изменение или сохранение существующего положения, а также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства — согласие или принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические цели.
В 1965 г. американский политолог Д. Истом в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консервативную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические власти, т. е. ключевые лица, участвующие в определении политики, — правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, которые применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т. е. совокупность членов системы, связанных друг с другом политическим разделением труда.
Американский социологС. Липсет (р. 1922) в 1963 г. предложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продолжения политической демократии и отсутствия значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивается определенным уровнем здравоохранения, индустриализации, образования и урбанизации общества. Отсутствие должного социально-экономического развития общества оценивается как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильности. Состояния стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу.
В теории «внутреннего конфликтного поведения», разработанной Д. Сандерсом, все дестабилизирующие события рассматриваются как отклонения от системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызовы политической системе, т. е. разные формы внутреннего конфликтного поведения. Категория нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный момент социальных ценностях.
Этнополитические теории. Эти концепции появились во второй половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутреннего колониализма, предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером в 1975 г. М. Гектер увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими различиями населения государства. Важен политический конфликт между центральным правительством и периферийными этническими группами в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в социально-экономическом развитии этнонациональных групп объясняется их неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство становится причиной проявления инонациональной солидарности, а в дальнейшем — этнонационализма.
Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна, директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт — результат навязывания менее развитым районам страны образцов развитого центра [40]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в соприкосновение с ним., они обычно распадались на отдельные части вдоль «линий разломов», содержащихся внутри них.
Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие религиозные разграничения могли выполнять ту же функцию.
Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонациональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университетаДж. Ротшильда. В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса является озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, способная и заинтересованная в мобилизации носителей этнических черт в деятельную общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого» сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.
Выводы
В зарубежной психологии накоплены значительные традиции изучения межличностных конфликтов. В истории их изучения зарубежными психологами можно выделить два этапа: начало века — 50-е годы и конец 50-х годов — настоящее время. На первом этапе конфликт изучался в рамках следующих подходов: психоаналитического, социотропного, этологического, теории групповой динамики, фрустрационно-агрессивного, поведенческого, социометрического и интеракционистского. На втором этапе развивались и новые направления исследования межличностных конфликтов. Это теоретико-игровой подход, теория организационных систем и теория и практика переговорного процесса.
В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа: вторая половина XIX в.; первая половина XX в. и вторая половина XX в. На первом этапе основное исследование конфликта шло в русле социал-дарвинизма и марксистской теории. В первой половине нашего столетия наиболее активно разрабатывались функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонса. В последние десятилетия основные социологические исследования идут в рамках таких направлений, как теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга.
Политологические исследования конфликта связаны со следующими направлениями: теории политических групп, теории политической стабильности и этнополитические теории. Теории политических групп представлены концепциями таких ученых, как В.Парето и Г.Моска (теория элиты), Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли и др. Среди теорий политической стабильности выделяются концепции Дж. Блондела, Д. Истона, С. Липсета и Д. Сандерса. Этнополитические теории включают в себя концепцию внутреннего колониализма (И. Гектер), теорию неравномерного развития (Т. Нейрн) и этнополитическую концепцию Дж. Ротшильда.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 4083;