Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Терапевт откликается на потребности пациента
ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ
299
Терапевт откликается на потребности пациента. Он успокаивает тревожного, ободряет испуганного и поддерживает ослабленного. Можно сказать, что в своей поддерживающей- позиции он функционирует как мать. Однако, у него нет тех личностных чувств к пациенту, которые мать испытывает к своему ребенку. Его отклик пациенту реалистичен. Он может ободрить испуганного, потому что страх не имеет почвы в реальной жизни. Если бы она существовала, такая поддержка не удалась бы. Мать, с другой стороны, несет бремя реальности на своих плечах и щадит своего ребенка, а кроме того, не подрывает веры ребенка в Санта Клауса, в людскую доброту, в награду за честность, в то время как цель терапевта состоит в том, чтобы убрать иллюзии, которые сложились у пациента. Реальность требует, чтобы никто не обращался с личностью как с ребенком. Терапевт может откликнуться ребенку, который находится внутри пациента, если помнит, что он имеет дело со взрослым человеком.
Устранить глубоко лежащее смущение шизоида — это проблема, требующая от терапевта навыка, знаний и объективности. Эти качества, как правило, приписываются идеальному отцу, который мудр, силен и справедлив. Традиционный аналитик обычно понимал, как сыграть эту роль. Как идеальный отец, терапевт является представителем внешней реальности, то есть реальности внешнего мира. Благодаря этой способности, он должен интерпретировать мир для пациента так, как это делает реальный отец для своих детей. С другой стороны, идеальная мать является представительницей внутренней реальности, реальности тела и его чувств. Терапевт, будь то мужчина или женщина, должен быть близок и к тому, и к другому, если он хочет помочь пациенту разрешить его конфликты. Он должен знать, когда поддержать и когда покритиковать.
Терапевт представляет реальность как противоположность эмоциональному заболеванию, которое отрицает или искажает эту реальность. Но для разных людей реальность выглядит по-разному. Доказательством этого
утверждения служит огромное количество книг по психологии, каждая из которых описывает реальность в разных терминах. То, что делает терапевт, является реальностью его собственного существования, которое настолько широка, чтобы понять смущение и тревогу пациента и не разделять ее. Та ободряющая помощь, которую получает пациент, заключена в высказывании правды, правды собственной личной жизни терапевта, правды борьбы пациента и правды тела.
В книге «Любовь и оргазм» я определил правду тела, как «сознавание экспрессии, позы и состояния тела».67 Пациент не знает этой правды, потому что не сознает своей напряженности и ограничений. Он видит себя в терминах образа эго. А вот терапевт видит пациента как другое человеческое существо, которое сидит напротив него. Он может наблюдать его экспрессию, ощущать его позицию и состояние его тела. Терапевт находится в уникальной позиции для того, чтобы помочь пациенту понять эту правду, но только если знает правду собственного тела.
На уровне телесной экспрессии терапевт делает для пациента столько же (своим физическим присутствием, жестами, качеством движений), сколько пациент — для терапевта. На этом уровне не существует барьера молчания, за которым терапевт может укрыться. Если он игнорирует правду своего собственного тела, он будет неохотно смотреть в лицо правде тела пациента.
«Контрперенесение» означает роль, которую терапевт может бессознательно играть и которую, как он предполагает, играет пациент. Это означает, что у терапевта возникла иллюзия, которую пациент разбить не может. Она отражает его вовлеченность в собственный эго образ и отрицание собственной правды тела. В той степени, в которой существует контрперенесение, оно будет препятствовать продвижению пациента.
Я полагаю, что эмоциональное заболевание возникает, когда образ вытесняет реальность, когда проекция и отождествленность не позволяют индивидууму прид-
300 |
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ти к самому себе. Этому нет места в терапевтической ситуации. Гарантией правды является способность пациента выразить негативные чувства к терапевту, а терапевта -мужество выслушать их. Терапевт вовсе не совершенное человеческое существо. Человеческому состоянию не присуще совершенство. Но терапевт должен быть реальным человеком, который имеет мужество взглянуть в лицо отчаянию шизоида, устоять и справиться с «дьяволом» пациента и его униженностью, чтобы тот мог получить результаты своих усилий. Если терапевт обладает этими качествами, его пациенты будут подражать ему, не идентифицируясь с ним, и тогда их опыт терапевтических отношений позволит им обрести свою собственную отожде-ствленность.
И ТЕЛО
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 618;