Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. мню, что решила, что не хочу ничего и никого
ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ
171
мню, что решила, что не хочу ничего и никого. Я прервала отношения с людьми и жила в атмосфере нереальности. Я пыталась прикоснуться к дереву, но не могла почувствовать, что это дерево. Когда я переходила улицу, у меня было чувство, что машины не могут даже коснуться меня. Я была духом.
В семнадцать или восемнадцать лет со мной произошло первое любовное приключение. Оно удовлетворило меня. Я пережила вагинальный оргазм, но разорвала отношения, потому что чувствовала себя очень виноватой. Когда эта связь прервалась, я прореагировала очень тяжело. Я была в состоянии, которое доктора назвали «невротическим истощением». После этого я годами не занималась сексом.
Когда мне исполнилось двадцать два, я уехала из родного города. На протяжении нескольких последующих лет у меня были самые «адские» любовные связи. У меня не возникало никаких сексуальных чувств, и секс был компульсивным. Мое тело изменилось. Оно стало тонким и жестким. Были видны все кости. Бедра обузились. Я теряла вес и худела, потому что прекратила компуль-сивно есть.
Я верила, что отказалась от сексуальных чувств, когда уехала из дома. Бессознательно я объясняла свое распутное сексуальное поведение так: «Все хорошо, пока я этим не наслаждаюсь».
Этот случай демонстрирует тесную связь между сексуальным чувством и телесным восприятием. Вытесненное сексуальное чувство подрывало отождествленность эго с телом. Когда сексуальное чувство не возникало, наступало состояние безнадежности. Эта пациентка предприняла отчаянную попытку восстановить ощущение себя (self), прибегая к компульсивной сексуальной активности без чувств. Но, как можно судить по ее рассказу, сексуальная активность без удовольствия не позволяла сохранить контакт эго с телом. Компульсивный и механистичный секс превращал тело в механизм, в робота, то есть дегумани-зировал его.
Другая форма монстроподобного человеческого существа — «статуя», то есть тело, которое иммобилизовано и сохраняет определенную позу. Качество монстра такому телу придает противоречие между видимым отсутствием жизни и фактом, что эта «статуя» — реальное человеческое существо. Анализ такой личности всегда обнаруживает, что человек, заключенный в статую, — маленький покинутый ребенок. Статуеподобное тело — это его защита против страдания и разочарования, которое он ожидает встретить, если выразит потребность в любви и понимании. Кроме того, это безнадежная попытка получить одобрение, пожертвовав своими чувствами. Статуя сообщает: «Хорошо, я стану таким, как вы хотите, теперь вы будете гордиться мной и любить меня». Но эта иллюзия наталкивается на реальность жизни. Кто сможет полюбить статую? Фрустрация и разочарование, переживаемое в этой позе, усиливает безнадежность и длит иллюзию, что просто необходима более совершенная поза. Кроме того, усиливается внутренняя тревожность, что поза разрушится, и что лежащее за ней отчаяние прорвется и затопит личность.
Время от времени сталкиваешься с людьми, внешний вид которых действительно похож на монстров. На клиническом семинаре, который проходил в моем оффи-се. присутствовал молодой человек, чрезвычайно напоминающий монстра Франкенштейна. Он был такой же негнущийся, с механической походкой, квадратными плечами, глубоко посаженными безжизненными глазами. На его лице застыло выражение монстра из кинофильма ужасов. Сходство просто потрясало, с трудом удавалось диссоциировать этого пациента и кино-монстра.
Совершенно удивительным было то. что сам молодой человек совершенно не соответствовал своему внешнему виду. Он был чувствителен, интеллигентен и артистичен. Глубокий анализ его личности выявил, что внешний вид был своеобразным костюмом и маской, которые скры- вали и защищали крайнюю чувствительность. Он напом- нил мне Хеллоуин и наряд маленького ребенка, который
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 772;