ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ. Нетрудно представить себе конфликт, который мог возникнуть при таком переживании
Нетрудно представить себе конфликт, который мог возникнуть при таком переживании. Потакая своему аппетиту, моя клиентка чувствовала себя животным, грудным ребенком, монстром. Не есть — значит отвергать желание своего тела и пытаться исполнить это желание на каком-то другом уровне. Другой уровень — уровень эго. Моя пациентка говорила, что получает некоторое удовлетворение, работая актрисой. В актерской профессии она жила за счет собственных ресурсов, «возбуждалась самостоятельно», она как бы «питалась за счет самой себя». Как долго может человек «есть себя?» Моя пациентка обнаружила, что после нескольких возбуждающих спектаклей, ее действия утрачивали интенсивность. Необходима была другая альтернатива. Она обнаружила, что чувствует себя лучше, если состоит в половой связи с мужчиной. Но как и в театре, когда первое пламенное возбуждение проходило, ее прежние чувства неудовлетворенности и чудовищности возвращались и мучили ее. За короткое время взаимоотношения с мужчиной дегенерировали в садо-мазохистское «отыгрывание» ненависти и взаимных обвинений. Секс для нее был повторением старого конфликта в новых условиях. Он был формой пропитания, и потребность в таком пропитании заставляла ее чувствовать, что она живет за счет другого человека. В конце концов, она начинала ненавидеть себя за свои чувства и презирать мужчину за то, что он уступал ее нуждам.
Эта пациентка стала чудовищем, обернувшись против собственного тела и его животных инстинктов. Ее трудности начались, когда она почувствовала вину за свои инстинктивные побуждения. Если питание, сон и дефекация не нормальны, результатом этого становится невозможная запутанность человеческих чувств. Люди попадают в эту путаницу, пытаясь самореализоваться путем творческой деятельности, будто выход лежит в нефизических способах удовлетворения. Во всех случаях, когда творческие усилия заменяют жизнь тела, это ведет только к образу и никогда — к самости (self). Творческая ак-
тивность удовлетворяет человека и имеет смысл, только когда она обогащает и усиливает жизнь тела, из которого черпает вдохновение.
Чтобы преодолеть чувство, что она монстр, моей пациентке необходимо было идентифицироваться с собственным телом, принять его физические ощущения и мыслить в терминах тела. Шесть лет вербальной терапии игнорировали эту потребность. Ее дыхание было крайне слабым из-за раннего сдерживания сосательного рефлекса. Первая попытка глубоко подышать вызвала сильную панику. Несколько мгновений ей не удавалось уловить собственное дыхание, что очень испугало ее. Потом она заплакала, и ее паника утихла. Необходимо было, чтобы она мобилизовала тело путем агрессивных движений. Этого удалось добиться: она смогла бить ногами по кушетке в положении лежа и лупить по ней кулаками. Кроме этого, мы анализировали ее вину и тревожность. Результаты были весьма положительными. Однажды она сказала: «Я вдруг почувствовала себя так, как никогда раньше не чувствовала. Я почувствовала саму себя. Я чувствовала свое лицо, свое тело. Я знала, кто я. Я теперь знала, как я выгляжу, и мне не было так страшно. Я не впала в панику. Я не чувствовала себя виноватой. Я была очень прямым и честным существом и готова была к такой расплате. Когда я заставляла себя дышать, то ощущала приток хороших чувств».
Монстры в человеке принимают множество форм: призрак, зомби, статуя, чудовище. Одной из моих пациенток была молодая женщина лет двадцати, которая пришла проконсультироваться со мной, поскольку панически реагировала на затруднение дыхания. Она проходила курс вербальной терапии восемь лет назад, но центральная проблема ее отношений с собственным телом осталась незатронутой. Когда я увидел ее впервые, лицо этой женщины было скошено вбок, тело заморожено, а глаза широко раскрыты от страха. Когда восстановилось нормальное дыхание и прошла паника, она рассказала мне следующее: «В шестнадцать лет я очень болела. Я по-
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 804;