ВВЕДЕНИЕ. Изучение гражданского общества и проблема его формирования – одни из наиболее важных вопросов современности
Изучение гражданского общества и проблема его формирования – одни из наиболее важных вопросов современности. Гражданское общество в центре исследований авторов многих стран мира. В последние годы, в связи с происшедшими в ходе перестройки коренными изменениями политики Российской Федерации, со сменой ее идеологии, государством был взят курс на реформирование, модернизацию всей политической системы страны, в центре которых стоят формирование гражданского общества и демократического государства. В связи с подобным курсом, исследование проблемы гражданского общества, изучение возможностей его построения в России, оптимизация путей внедрения его ценностей, обрело особую актуальность.
Построение гражданского общества – одна из основных задач современной российской политики. Его важность для России была обозначена и неоднократно подчеркивалась В.В. Путиным[1], в первом президентском Послании которого подчеркивается: «Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы[2]». Эта задача воспроизводится и нынешним Президентом Д.А. Медведевым, который рассматривает проблему гражданского общества в своих посланиях Федеральному Собранию и других вопросах. В первом президентском Послании Д.А. Медведева в качестве первоочередных задач были «сформулированы решения по развитию гражданского общества и демократического государства». Во втором Послании говорится: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация… Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей[3]».
Несмотря на обширный интерес к проблеме гражданского общества эта проблема до сих пор остается полностью не изученной, не сложилась систематизированная концепция гражданского общества, не выработано общепризнанное определение, не классифицированы основные подходы к его определению и построению. В научных и политических кругах до сих пор идут споры: сложилось ли гражданское общество в России или нет, возможно ли его формирование на российской почве или оно достояние западной культуры, специфично ли оно или идет вдогонку по западному пути развития? Единого общего мнения по всем этим вопросам пока не сложилось, как, в общем, и не сложилось и само единое определение понятия гражданского общества.
Особо важно сформировать гражданское общество на Северном Кавказе. Важность построения гражданского общества на Северном Кавказе признают и политики, и ученые, и представители структур самого гражданского общества. Формирование гражданского общества в регионе затруднено его особой спецификой – традиционализмом, исламским фактором и др., а также рядом объективных факторов, таких как конфликтность, проблема прав человека, сложная политическая обстановка, экономическая отсталость региона, нестабильность общества, проявления радикализма, экстремизма и терроризма, отсутствие чувства безопасности, низкий уровень правосознания граждан, национализм, межэтнические проблемы, территориальные споры и др., наиболее остро проявляющиеся в таких традиционных и исламизированных республиках Северного Кавказа как Дагестан, Чечня и Ингушетия. Гражданское общество на Северном Кавказе формируется в особой специфической среде, на почве глубокого традиционализма, особенностей национального сознания, особых, присущих только региону обычаев и норм. Специфическая особенность региона, оказывающая влияние на все стороны общественной, политической, духовной, культурной и личной жизни граждан – доминирование ислама и традиционализма в жизни северокавказского общества. Традиционность и исламский фактор оказывают значительное влияние на политические установки населения региона и в некоторых случаях вступают в противоречие с ценностями и требованиями гражданского общества. В то же время некоторые предпосылки гражданского общества здесь заложены и имеют определенные исторические предпосылки. Поэтому для построения гражданского общества на Северном Кавказе важно учитывать влияние ислама, традиции и обычаи кавказских народов, их соответствие нормам и принципам гражданского общества, а также выяснить их роль в процессе формирования гражданского общества, определить возможности построения гражданского общества в регионе, охарактеризовать препятствия.
Многие авторы отмечают, что сильные и реально действующие институты гражданского общества способны содействовать разрешению конфликтности региона, стабилизировать сложную обстановку. В формировании гражданского общества они видят не только совершенствование общественных, политических и гражданских отношений, повышение уровня развития личности, но и выход из прогрессирующего кризиса. Важная роль при этом отводится диалогу власти и гражданского общества. По мнению президента
Д.А. Медведева подобное общение «существенно уменьшает дистанцию между властью и людьми. А чем меньше эта дистанция, тем более развитым является гражданское общество[4]».
Важно рассмотреть процессы формирования гражданского общества, проблему и ценность его построения глазами населения региона, через личность, ее развитие, ценности и предпочтения. Этот подход к изучению гражданского общества на Северном Кавказе новый, но необходимый, так как личность является базисом, основой гражданского общества, и именно развитие личности, ее сознание, ценности и приоритеты определяют возможность формирования гражданского общества, и степень его возможного построения.
Одним из репрезентативных регионов региона является Ингушетия, которую называют «самым неспокойным регионом на Северном Кавказе[5]». В Республике Ингушетия с попеременным успехом чередуются победы и поражения гражданского общества и оппозиции. Предсказать окончательный результат на сегодняшний день трудно. Эта республика являлась местом противостояния власти республики и некоторых институтов гражданского общества. Значительный вклад в его разрешение внесли структуры гражданского общества, сумевшие привлечь внимание к проблеме широкой общественности, вследствие которого произошла смена президента республики. Новый Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, основал свою политику на сотрудничестве с гражданским обществом, но полностью конфликт с оппозиционными структурами гражданского общества не преодолен. Лидеры ингушской оппозиции, на время приостановившие свою активность после смены президента, через некоторое время возобновили ее с новой силой, перенеся поле борьбы за пределы республики. Оппозиционная активность усиливает актуальность исследования гражданского общества в регионе, придает особую значимость поискам путей стабилизации обстановки.
Для того чтобы выяснить соответствие цели построения гражданского общества в Российской Федерации – как одной из базовых политических ценностей государства традиционным ценностям Северо-Кавказского региона, специфику (особенности) их отражения в традиционных ценностях северокавказского общества, проблемы и перспективы их взаимодействия, рассмотрим некоторые традиционные специфические особенности региона и базовые признаки гражданского общества, проанализируем саму возможность формирования гражданского общества в специфических условиях ислама, традиционализма и гендерного неравенства, рассмотрим те структуры, которые влияют на политический процесс и на процесс формирования гражданского общества в регионе, определяют социальную и политическую обстановку.
История изучения гражданского общества насчитывает тысячелетия. Истоки теории гражданского общества можно наблюдать еще со времен античности, зачатки которой прослеживаются у Платона, Аристотеля, Цицерона. В Средневековье вклад внесли Аврелий Августин, Ф. Аквинский, в эпоху Возрождения – Макиавелли. Несмотря на длительную предысторию, классическая концепция гражданского общества появилась в Новое время (с XVII в.), тогда же появилось и само понятие «гражданское общество», и тогда же мыслителями в рамках концепции гражданского общества была выделена автономная личность[6]. Следует особо отметить труды Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гегеля, И. Канта. Важный вклад в разработку теории гражданского общества внесли А. Фергюсон, Т. Пейн, А. де Токвиль, В. фон Гумбольт, К. Поппер и др.
Концепция гражданского общества получила развитие в трудах таких известных современных западных ученых как А. Арато,
Дж. Коэн, Э. Геллнер, А. Селигман, Р. Патнэм, Ю. Хабермас,
Ф. Хайек, Д. Кин и др.
Несмотря на то, что интерес к проблеме гражданского общества в нашей стране возник недавно (в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в.), его исследование заняло особое место в рамках различных направлений общественных наук. Значительный вклад в исследование гражданского общества и в анализ проблемы его формирования в современной российской действительности внесли российские ученые – Витюк В.В., Володин А.Г., Гаджиев К.С., Гершунский Б.С., Голенкова З.Т., Гутуров В.А., Дилигенский Г.Г., Ильин М.В., Кальной И.И., Кравченко И.И., Красин Ю.А., Мигранян A.M., Перегудов С.П., Резник Ю.М., Смольков В.Г., Хорос В.Г. и многие др. Проблема гражданского общества как антипода элит освещается в трудах исследователей Ростовской элитологической школы А.В. Понеделкова и А.М.Старостина. В частности С.А. Кислицын рассматривает проблемы формирования гражданского общества в условиях российской демократической реформации, затрагивая такие вопросы как оппозиционные партии и общественные движения, местное самоуправление, политическую культуру, антигражданское общество, проблему казачества как субъекта гражданского общества в условиях Юга России[7]. Анализ личности в концепции гражданского общества прослеживается в трудах Н.А. Скобелиной, М.Н. Кузьмина и др. Проблемы неправительственных организаций анализируются А. Сунгуровым, З. Голенковой и др. Взаимосвязи религии и гражданского общества посвящены труды С.Л. Франка[8].Исследование роли ислама осуществлено А. Малашенко[9], Э. Геллнером,
С. Хантингтоном, И. Добаевым, Ф. Закария, Дж. Эспозито, Ф. Мернесси, А. Пчелинцевым и др.
Проблемы совместимости и взаимодействия гражданского общества с исламом проанализированы в трудах М. Курбанова,
Э. Эмирова С. Муслимова, М. Яхъяева, Э. Шарафутдиновой[10] и др. Специфика северокавказского ислама анализируется в исследованиях В.Акаева, Г. Хизриевой, А. Антиповой и др.
Принципы изучения традиционного общества сформулировали Т. Парсонс, К. Поппер, М. Вебер. Анализу российского традиционного общества посвящены труды С. Кара-Мурзы, А. Дугина,
В. Черноуса, А. Ахиезера[11]. Исторический подход к анализу цивилизационных возможностей формирования гражданского общества в России применяется С. Серебряковым[12]. Изучением северокавказского общества занимаются Р. Ханаху, Р. Абдулатипов, Р. Хунагов, А. Шадже, С. Панарин, Л. Хоперская, Х.-А. Нухаев, Ф. Албакова,
Г. Денисова, А. Гелагаева, В. Скороходова[13] и др.
Гендерная проблематика раскрывается в трудах основоположников гендерного анализа Дж. Милля и М. Острогорского[14], а также в исследованиях известных российских ученых С. Айвазовой,
Р. Яновского[15]. Гендерным проблемам на Северном Кавказе посвящены исследования М. Текуевой, Р. Ханаху, М. Гулиевой, Ю. Карпова, Л. Клименко, Я. Чеснова[16], проблемам женщин в исламе –
Л. Денисовой, Ф. Закария, З. Бараевой, Я. Смирновой[17].
Анализ меняющейся этнополитической ситуации на Северном Кавказе осуществляли Л. Хоперская, К. Ханбабаев, А. Атаев,
Д. Халидов, М. Яндиев, С. Маркедонов. Но, несмотря на имеющиеся работы, рассмотрение состояния гражданского общества на Северном Кавказе вызывает много вопросов. Некоторые данные по этой проблематике можно встретить только в новостях и аналитических материалах СМИ, в интернет-сайтах, в докладах и интервью правозащитников, в отчетах и материалах неправительственных организаций, в том числе и международных, в резолюциях и докладах ООН, государственной власти (местной и федеральной), общественной палаты. Если брать отдельно Ингушетию, то научного анализа гражданского общества здесь на сегодняшний день не проводилось и проблема гражданского общества в Ингушетии на сегодняшний день остается неизученной вообще.
По проблеме гражданского общества защищено множество диссертационных исследований, в которых представлены разные концепции гражданского общества, подходы к его формированию, проанализированы различные аспекты, предмет, элементы, институты, степень, возможность и уровень развития в современной России[18] и др. Имеются и диссертации, рассматривающие в той или иной степени отдельные вопросы формирования гражданского общества на Северном Кавказе[19].
Особенно важное влияние на рассмотрение и анализ проблемы личности в гражданском обществе оказали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Руссо, а также концепция «модульного человека Э. Геллнера[20]. Активность структур гражданского общества оценивалась с точки зрения концепции делиберативной демократии и «теории коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, обосновывающих необходимость сотрудничества, диалога, обмена мнениями, в конечном счете, которое должно привести к консенсусу и к социальной справедливости[21], а также концепций С. Хантингтона, Д. Норта и Р. Путнама, обосновывающих значимость консенсуса, согласования, и совместного решения проблем общества[22]. На анализ проблемы гендерного равноправия и прав женщин значительное влияние оказала концепция политического равноправия М. Острогорского. Важную роль на проведение исследования традиционного и гражданского общества оказали идеи классиков
М. Вебера[23], К.Поппера[24]. При исследовании проблем религиозности и традиционализма северокавказского общества автор опирался на известную теорию С. Хантингтона, придающего особую роль в развитии современного мира культуре, этнической истории, религии (в т.ч. и рассматриваемому в исследовании исламу) и т.д.[25]. При исследовании проблемы традиционализма важны и концепции отечественных ученых, среди которых Р. Абдулатипов с обосновываемой им особой значимостью нации и национальной самобытности[26]».
В исследовании автором широко привлекались социологические и политологические методы. Важную роль сыграли методы системного, сравнительного и структурных подходов, структурно-функциональный подход Т. Парсонса[27], институциональный, деятельностный (К. Дойч), цивилизационный, аксиологический и социокультурный подходы.
Использование социологического подхода, и синтез различных подходов к исследованию проблемы формирования гражданского общества в уникальных специфических условиях Северного Кавказа, позволяет объективно учитывать своеобразие и особенности социальных, культурных самобытных и универсальных, устойчивых и трансформирующихся его характеристик, разнообразие концепций, интересов, ценностей и идеалов ученых, наблюдателей и непосредственных участников процессов гражданского общества в регионе. В силу нехватки научной литературы по данной проблематике, особо важную роль приобретают методы анализа документов, материалов СМИ и Интернета, контент-анализа федеральной и региональной прессы, опрос экспертов, интервьюирование и анкетирование, рассматриваемые в рамках качественных и количественных методик.
В основе монографии лежат многолетние исследования автором политических, социальных и культурных процессов в самом конфликтном из российских регионов – Северном Кавказе лежат данные проведенной автором серии социологических исследований по направлениям: «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа[28]». Ч.1. Анкетирование. Опрошено 450 человек. 2010 г., Ч.2. Экспертный опрос. Опрошено 30 человек. Январь-апрель 2010 г. (опубликовано в «Социология власти»); Взгляды избирателей во время выборов в Ингушетии[29] (опубликовано в Prague Watchdog); «Женщина в Ингушетии[30]». Опрошено 236 человек. Февраль 2008 г. (опубликовано в журнале «Социология власти»); Социологическое исследование «Историческая память народа[31]». Февраль 2008 г. Общая выборка 445 человек; «Ислам и гражданское общество на Северном Кавказе: противоречия и возможности взаимодействия[32]» Ч.1. массовый опрос населения (общая выборка 670 человек, октябрь-декабрь 2007 г.) Ч.2 экспертный опрос: (опрошено 30 человек, 2008-2010[33] гг.). Использованы методы опроса и стандартизированного анкетирования. Экспертный опрос проводился по инициативе автора среди религиозных деятелей, представителей НПО, государственных служащих и депутатов Законодательного собрания республик Северного Кавказа.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1594;