ОБЩИЙ ФОН. Дошедшие до нас из глубины веков сведения показывают, что Церковь на протяжении последних сорока лет I столетия была «терзаема ересями» и «раздиралась на
Дошедшие до нас из глубины веков сведения показывают, что Церковь на протяжении последних сорока лет I столетия была «терзаема ересями» и «раздиралась на части расколами». Отступление от истины шло по всем направлениям, и христианам нужно было постоянно бодрствовать, чтобы сохранить чистоту своей веры.
Возникновение лжеучений не было ни новым, ни неожиданным. Споры, еще в Антиохии начатые христианами-иудаистами и причинявшие столько беспокойства Павлу на протяжении всего времени его служения, были первыми предвестниками многочисленных заблуждений, которые в той или иной мере существуют в Церкви доныне. Среди коринфян были такие, которые утверждали, что нет воскресения мертвых (1 Кор 15:12). Заблуждавшиеся, возможно, все еще называли себя христианами, считая, что их отрицание телесного воскресения не имеет принципиального значения. Павел же, наоборот, утверждал, что оно касается самой сердцевины христианской веры. Когда он произнес свою прощальную речь в Милите, он предупредил ефесских старейшин, что после его ухода в их среду войдут лютые волки, не щадящие стада, и что из них самих восстанут люди, которые будут искажать истину, чтобы увлечь учеников за собой (Деян 20:29,30). В Посланиях Тимофею и Титу он придавал большое значение точности учения и предсказывал, что в будущем некоторые отступят от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским (1 Тим 4:1). Более того, он предсказал, что и сами церкви выродятся до такой степени, что не потерпят здравого учения, а отвратят слух от истины и будут внимать басням (2 Тим 4:4). Хотя полное проявление этой тенденции, возможно, еще только ожидает нас в конце этого века, частично это ощущалось уже в I веке.
Пять кратких посланий: 2-е Петра, Иуды, 1, 2 и 3-е Послания Иоанна, были написаны для того, чтобы справиться со склонностью к лжеучениям внутри Церкви. Цель этих посланий не только споры со лжеучителями, они посвящены не только нападкам на ересь. Они носят скорее позитивный, чем негативный характер, что видно даже из их планов. И все же в них отражены все опасности того времени, представляющие угрозу для церкви: как внутренние — проникшие в нее языческие обычаи и верования, так и внешние — лобовые атаки гонения.
Можно ли полностью отождествлять заблуждения, с которыми пытались бороться эти послания, с теми ересями, о которых пишут отцы церкви, — вопрос спорный. Некоторые, например, видят в Посланиях Иоанна отражение докетизма — ереси, отрицающей историческую реальность Христа, считающей Его призраком, явившемся в виде человека, а потом исчезнувшим. Многочисленные ереси II века вероятнее всего не были идентичны тем, о которых идет речь в самых поздних книгах Нового Завета, но их тенденции и основные заблуждения были те же. Проходят века, но заблуждения, как и природа человека, мало меняются. Изменяются названия заблуждений, а сами заблуждения остаются.
Каждое из этих посланий следует рассматривать в свете обстоятельств, в которых оно писалось. Точные даты написания этих книг неизвестны, но, безусловно, все они относятся к периоду после 60 г. н.э.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 883;