ПОСЛАНИЕ ИУДЫ
Общий фон
Литературная связь между Посланием Иуды и 2-м Посланием Петра представляет важный фактор в определении фона, на котором это послание писалось. Не может быть никакого сомнения в том, что это два отдельных послания, и все же существующие сходства между ними: в поводе для написания, мыслях и языке, не могут быть случайными. Сравнения Послания Иуды со второй главой 2-го Послания Петра убедят любого читателя русского или греческого текста, что между ними есть какая-то связь. В чем же она состоит?
Возможны четыре разных ответа.
1. 2-е Послание Петра и Послание Иуды не имеют никакой связи, кроме той, что они писались людьми, находящимися в одной и той же ситуации. Этот ответ не объясняет в достаточной мере стилистического сходства этих посланий.
2. 2-е Послание Петра и Послание Иуды перефразируют какой-то другой общий источник. Это маловероятно, потому что оба автора были вполне в состоянии написать каждый свое послание, и предположение о наличии еще какого-то третьего послания только запутывает дело.
3. 2-е Послание Петра много позаимствовало у Послания Иуды. Исторические ссылки Иуды более точны и обстоятельны, их распределение яснее. Более вероятно то, что более короткое послание цитируется в более длинном, чем то, что более короткое является сжатым изложением более длинного.
4. Иуда написал свое послание самостоятельно, но под влиянием Послания Петра.
Последнее предположение кажется наиболее разумным и получает полную поддержку богослова Цана. Послание ясно говорит, что его автор намеревался написать братьям «об общем спасении», но это намерение внезапно переменилось под влиянием какого-то нового стимула, который привел к труду скорее апологетическому, чем богословскому или назидательному (Иуд 3). Он пишет, что «вкрались некоторые люди», о которых уже говорилось раньше, и что они творят в церкви беззакония. В стихах 17 и 18 он дословно цитирует 2-е Послание Петра 3:3, называя предсказавших это «апостолами Господа нашего Иисуса Христа». На основании этих мест было бы разумно заключить, что 2-е Послание Петра попало в руки Иуды и что он написал своим читателям об отступлениях, которые были предсказаны Петром и уже начались в церкви.
Большая точность изложения и лучшее построение послания являются частью самостоятельного стиля Иуды.
Автор послания был, несомненно, братом Иакова, руководителя иерусалимской церкви, и сводным братом Иисуса, упомянутым в Мк 6:3. Как и Иаков, он, наверное, уверовал в Иисуса как в Мессию после воскресения и был в числе ожидающих в день Пятидесятницы. Он, по-видимому, не занимал заметного положения в апостольской церкви. По стилю и языку Послание Иуды напоминает Послание Иакова. Оба выразительны и сжаты. Оба полагаются в большей мере на образные выражения, заимствованные из окружающего мира. Оба характеризуются моральной строгостью. Автор послания, Иуда, не причисляет себя к апостолам (Иуд 17).
Место и время написания
Само послание не дает ясных указаний относительно места или времени его написания. Если Иуда служил еврейским церквям в Палестине, то оно могло быть написано им в период, непосредственно предшествовавший падению Иерусалима. Можно предполагать, что предсказанное Петром тем церквям, которым он писал, уже началось в церкви, за которую нес ответственность Иуда. Если считать, что к этому моменту Послание Петра только распространилось, то Послание Иуды можно свободно датировать 67 или 68 г. н.э. Если же обращение Иуды к памяти читателей(17) означает, что текст 2-го Послания Петра уже давно распространялся по церквям, то можно заключить, что Послание Иуды появилось, вероятно, в 80 г. н.э. При этой более поздней дате Иерусалим не может быть местом его назначения.
Содержание
Иуда заявляет, что его намерением было написать увещевание «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (3). Необходимость срочного написания послания была вызвана тем, что в ряды христиан вторглись люди, «обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (4). Обороты речи, описывающие эту ересь, совпадают с тем, что говорит Петр, но у Иуды они еще более определенные. Вероятно, это была ересь антиномизма, то есть учение, предлагавшее злоупотреблять христианской свободой и отвергавшее господство Христа. Эта ересь, отвергнув законничество, впала в противоположную крайность, превращая свободу во вседозволенность, без всяких сдерживающих начал и твердо установленных нравственных норм. Это были суетные рассуждения, где за красивыми фразами не было никаких реальных обязательств.
В своей аргументации Иуда следует порядку 2-го Послания Петра, но его описания ярче и реалистичней. Он приводит три исторических примера осуждения: гибель непокорных, вышедших из Египта, но никогда не вошедших в Ханаан; ангелов, «не сохранивших своего достоинства», и городов Содома и Гоморры. В каждом случае неотвратимый суд Божий постиг тех, кто грешил явно и непростительно. Со всеми этими отъявленными грешниками Иуда сравнивает отступников, отмеченных словами «сии» или «эти» (8,10,12,14,16,19). Их неблагоговейность, невежество, вероломство, пустота и эгоизм выставляются на посмеяние красочным языком Иуды. Характер их заблуждений приравнивается к заблуждениям трех знаменитых мятежников Пятикнижия: Каина с его бескровной жертвой; Валаама, вообразившего, что Бог — служитель человеческих прихотей, а не Господин его судьбы: и высокомерного Корея, желавшего сочинить себе веру по собственному усмотрению.
В последней части Послания Иуды «сии» и «эти» переходит в «вы», и читателям предлагается средство против отступничества, своего рода «противоядие». Прежде всего они должны помнить слова Христа, переданные через апостолов (это звучит как отголосок слов Петра, считавшего нужным «напомнить им» о той истине, которой сам обладал). Во-вторых, Иуда советует им сохранять, себя в любви Божьей посредством молитвы и взаимного назидания (20,21). И наконец, борясь с отступничеством, нужно спасать других от заблуждений, которыми они окружены, чтобы сомнения не привели их в конце концов к неотвратимым бедствиям (22, 23).
План
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 933;