ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ: ПОСЛАНИЕ ЛУЧШЕГО
I. Лучший посланник: Сын 1:1-2:18
Его качества 1:1-3
Превосходство над ангелами 1:4-14
Вставка: опасность пренебрежения 2:1-4
Боговоплощение 2:5-18
II. Лучший апостол 3:1-4:13
Превосходство над Моисеем 3:1-6
Вставка: опасность неверия 3:7-19
Превосходство Его покоя 4:1-10
Вставка: опасность непослушания 4:11-13
III. Лучший первосвященник 4:14-7:28
Сравнение с Аароном 4:14-5:4
По чину Мелхиседекову 5:5-7:25
Назначен 5:5,6
Виновник спасения 5:7-10
Вставка: опасность незрелости 5:11-6:12
Предтеча 6:13-20
Живой первосвященник 7:1-17
Утвержден клятвою 7:18-25
Отношение к жертве 7:26-28
IV. Лучший Завет 8:1-9:28
Утверждение Завета 8:1-13
Содержание Ветхого Завета 9:1-10
Христос и Новый Завет 9:11-28
V. Лучшая жертва 10:1-31
Бессилие Закона 10:1-4
Жертва Христа 10:5-18
Вставка: опасность отвержения 10:19-31
VI. Лучший путь: вера 10:32-12:29
Необходимость веры 10:32-39
Примеры веры 11:1-40
Упражнение веры 12:1-17
Цель веры 12:18-24
Вставка: опасность отказа 12:25-29
VII. Заключение: практика веры 13:1-25
Во взаимоотношениях с людьми
(общественные отношения) 13:1-6
В духовных связях 13:7-17
Личные приветствия 13:18-25
СОДЕРЖАНИЕ
Упомянутый выше аргумент предназначался для ободрения группы людей, готовых оставить веру под давлением гонений и по причине привязанности к прежнему откровению Закона. Автор показывает им, что тот же Бог. Который рукою ангелов дал Закон Моисею, теперь говорит в истории в Сыне, Который временно умалил Себя перед ангелами, чтобы совершенно войти в жизнь людей, стать участником этой жизни (2:9,10,14-18). Так как Он — и Бог, и человек. Он имеет право быть первосвященником, в роли которого Он превосходнее Аарона. Смерть не может прекратить Его священства (7:24), и сфера Его служения находится в небесном святилище, в самом присутствии Бога (9:11,12). Кроме того, принесенная Им жертва не нуждается в повторении. Он Сам и жертва, и первосвященник, совершенно угодный Богу, могущий снимать вину преступлений, совершенных как под Законом, так и под благодатью (9:15: 10:10,19). Вечное спасение, приобретенное Им, принимается верою, той же верою, какую проявляли ветхозаветные мужи, духовные вожди своих поколений. Эта вера, примененная в условиях, в которых живут читатели послания, даст им уверенность, терпение и, в конце концов, доступ в непоколебимое Царство.
В списке опасностей, которые грозят верующему, каждое следующее предостережение звучит все более серьезно. Каждая из этих опасностей представляет собой еще более решительный шаг удаления от веры, чем предыдущая. Первая опасность — пренебрежение, характеризующееся словом «отпасть» (2:1). Здесь подразумевается равнодушие, а не противление. Вторая опасность — неверие, кратко выражена цитатой из Псалма 94, который в свою очередь описывает отношение израильтян к обетованию привести их в Палестину. Преувеличивая опасность со стороны стоящих перед ними врагов и пренебрегая явленной им уже раньше силой Божьей, они упустили возможность взять данное им по праву наследие, и потому потеряли благословение, которое Бог для них приготовил. С неверием связана почти однозначная с ним опасность непослушания. Нежелание покориться новому откровению смертоносно для духовного прогресса.
Опасность незрелости и опасность отвержения очень похожи. Обе послужили причиной значительных богословских разногласий. Предостережения, по-видимому, дают понять, что однажды отказавшийся повиноваться или оставивший веру человек никогда не может быть обращен (6:6; 10:26). Оба эти отрывка говорят о умышленном, преднамеренном отвержении Христа, намеренном оставлении истины, а не о случайном промахе или ошибке, о которой сам виновный горько сожалеет. Не умаляя опасности пренебрежения, можно сказать, что эти предостережения относятся к добровольному отступничеству, не к неосознанному падению. Последняя опасность — самая важная — представляет собой прямой отказ принять откровение Божье в Сыне. «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (12:25). Речь идет о Крови Иисуса, «говорящей лучше, нежели Авелева» (12:24), потому что она зовет к спасению, а не к мщению. Коли не принять этого голоса, гибель будет окончательной.
Наряду с предостережениями, которые появляются периодически в тексте, встречаются увещевания и призывы к чему-либо положительному. В греческом тексте они выделяются применением множественного числа первого лица увещевательного сослагательного наклонения, которое соответственно переводится на русский язык словом «будем» или глаголом в первом лице множественном числе будущего времени. Нижеприведенный список показывает, как эти увещевания распределены в тексте.
1. Будем опасаться 4:1
2. Постараемся войти 4:11
3. Будем твердо держаться исповедания нашего 4:14
4. Да приступаем... к престолу благодати 4:16
5. Поспешим к совершенству 6:1
6. Да приступаем 10:22
7. Будем держаться исповедания упования 10:23
8. Будем внимательны другу к другу 10:24
9. Свергнем с себя всякое бремя 12:1
10. Будем проходить... поприще 12:1
11. Будем хранить благодать 12:28
12. Итак, выйдем к Нему 13:13
13. Будем... приносить Богу жертвы хвалы 13:15
За исключением первого, говорящего об опасении, все другие увещевания и призывы влекут верующего на более высокий уровень духовного совершенства, причем кульминацией является «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» — предельное испытание верности Христу и Его кресту. Восемь из тринадцати этих увещаний появляются в последних трех главах, так что эта мысль еще более укрепляется к концу текста. Остальные пять связаны с более строгими предостережениями и предлагают слово утешения и ободрения там, где иначе было бы только устрашение.
ОЦЕНКА
Исключительная ценность Послания к Евреям состоит в его учении о служении и священстве Христа. В Новом Завете содержится много ссылок на Его вознесение и пребывание одесную Отца, но нигде, за исключением Рим 8:34, не объясняется, что Он продолжает делать это и сейчас. Послание к Евреям своим толкование мессианского отрывка Пс 109:4, где говорится: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», дало совершенно новое основание уверенности всякому верующему во Христа. Как священство Аарона своими жертвами и заступническими молитвами служило ветхозаветному верующему, который соблюдал Закон, так и Христос, но в значительно большей мере, хотя и, невидимо, служит теперь тем, кто под благодатью. Те, кто стали свидетелями прекращения еврейского священства и считали, что с ним исчезло и установленная Богом возможность спасения, должны были ободриться учением о том, что «Сей, пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр 7:24).
Послание к Евреям — прекрасный образец учения первохристианской церкви. В отличие от многих посланий Павла, оно не обсуждает разные вопросы, которые не имеют особой связи между собой, и не представляет собой евангельской проповеди, обращенной к весьма разнородной публике. Оно говорит только на одну тему: новое откровение Бога, основанное на отрывках из Ветхого Завета, в которых была сокрыта эта истина. Оно развивает эту тему в виду прекрасно организованной речи, доводя ее до кульминационной точки. Использование цитат дает представление о соответствующих местах Ветхого Завета и о методах толкования, которыми пользовались христианские учителя в I веке.
Учение Послания к Евреям согласуется с посланиями Павла, хотя в нем употребляется другая фразеология. Его тема, как и в Посланиях к Римлянам и Галатам, — спасение по вере в жертву Христа. Пример веры Авраама получает в Послании к Евреям больше места, чем другие примеры, что тоже соответствует употреблению его Павлом. В упоминании некоторых моментов земной жизни Христа есть какое-то сходство с Евангелием от Луки (Евр 2:3, Лк 1:2; Евр 2:18, Лк 4:13; Евр 5:7, Лк 22:44; Евр 12:2, Лк 9:51; Евр 12:24, Лк 22:20), хотя они недостаточно близки, чтобы доказать что-либо в отношении авторства послания. Послание к Евреям — прекрасное свидетельство растущей независимости церкви из язычников и распространения универсального, всеобщего откровения, пришедшего через Христа.
В своей христологии Послание к Евреям много добавляет к учению об искуплении, которое связано с обетованием завета. Это послание объясняет значение Нового Завета более совершенно, чем Иеремия, которого оно цитирует (Евр 8:8-12, Иер 31:31-34), или даже Сам Иисус. Послание к Евреям связывает боговоплощение с искуплением (Евр 2:14-17).
Послание к Евреям служит отличным пособием для изучения Ветхого Завета, так как оно объясняет символику левитского служения и помогает понять его назначение. Оно не берется давать полное объяснение всех оттенков жертвоприношений и праздников, но его подтверждение содержащихся в них пророческих свидетельств о Христе служит ценным ключом к раскрытию сокровищ Ветхого Завета. Это лучший комментарий на данную тему.
Самым известным отрывком Послания к Евреям является, конечно, глава 11, в которой с помощью библейских примеров делается набросок возрастания веры. Послание к Римлянам, беря текст из пророка Аввакума, объясняет значение слова «оправдание» и говорит, кто оправдывается и каким образом. Послание к Галатам показывает, что на самом деле представляет собой жизнь по благодати, упражнение духовной свободы, и тем расширяет представление о том, что значит « жить». Послание к Евреям демонстрирует значение веры и ее развитие. Своими предостережениями, призывами и увещеваниями и своей галереей примеров оно пытается показать, что такое « вера», как она действует и каких результатов достигает. Эти три послания: к Римлянам, Галатам и Евреям, образуют трилогию, которая объясняет сущность христианской жизни веры.
ГЛАВА 21. ОПАСНОСТЬ ЕРЕСЕЙ: 2-е ПОСЛАНИЕ ПЕТРА, ПОСЛАНИЕ ИУДЫ, 1, 2 и 3-е ПОСЛАНИЯ ИОАННА
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1462;