ОБЩИЙ ФОН. Не существует последовательной истории, которая рассказала бы обо всем, что происходило с церковью после событий
Не существует последовательной истории, которая рассказала бы обо всем, что происходило с церковью после событий, описанных в Книге Деяний и до конца I века. Некоторые сведения о событиях этого периода могут дать только отдельные канонические книги, да в придачу к ним кое-какие намеки из писаний отцов. Проблему усложняет отсутствие достоверной информации о времени и месте написания этих произведений, так что почти невозможно реконструировать последовательную картину этой эпохи.
Явная перемена произошла после заключения Павла. Сам Павел изменился, как мы видим из Флп 3:12, он еще не был готов оставить свое призвание, но время было против него. В Послании к Филимону он называет себя Павлом-старцем (Флм 9), а в Послании к Филиппийцам намекает на то, что его смерть не за горами (Флп 1:20,21). Он все больше и больше полагается на помощь молодых сотрудников, которые оставались на свободе и лучше, чем он, могли продолжать работу.
Пасторские послания — 1-е Тимофею, Титу, 2-е Тимофею — относятся именно к этому периоду служения Павла. Их подлинность оспаривалась из-за стилистических, языковых и содержательных различий между ними и остальными писаниями Павла. Тем не менее, они все еще носят имя Павла, и их связь с его известной биографией достаточно прочна для того, чтобы принять его авторство, поскольку язык и стиль могли меняться с изменением возраста и обстоятельств. Между посланиями, написанными в тюрьме и во время путешествий, тоже существует заметная разница, так что различия между ними и пасторскими посланиями не удивительны.
Биографические данные, которые можно почерпнуть из них, как будто указывают на то, что он был оправдан на первом суде перед кесарем, и после этого еще некоторое время пользовался свободой служения. Первоначально он был намерен сам доставить пожертвования церквей из язычников в Иерусалим, а потом поспешить на запад, утвердить церковь в Риме и двинуться в Испанию. Прошло, по крайней мере, четыре года, пока он смог снова стать хозяином самому себе, но в конце концов он все же был освобожден. То, что говорится о его путешествиях в пасторских посланиях, не имеет ничего общего с тем, что сказано в Деяниях, следовательно, можно сделать вывод, что эти три послания писались позже, когда Павел снова начал путешествовать.
Хронологическая связь между пасторскими посланиями и посланиями, написанными из тюрьмы, проясняется благодаря тому, что написано о спутниках Павла. Многие из них упоминаются и в тюремных посланиях, но только находятся в других местах, а значит не в непосредственной близости от Павла. Тимофей был оставлен в Ефесе, когда Павел шел в Македонию (1 Тим 1:3), между тем как в последнем путешествии Тимофея вместе с Павлом, упомянутом в Деяниях, они двигались из Македонии в Асию (Деян 20:4-6), а Тимофей не оставался в Ефесе. Димас оставил Павла (2 Тим 4:10), а тюремные послания упоминают его среди тех, кто служил в Риме (Флм 24). Тит был оставлен на Крите (Тит 1:5), а потом пошел в Далмацию (2 Тим 4:10), но в Деяниях ни разу не упоминается о путешествии Павла на Крит, да и Тита не было с ним, когда он, наконец, пошел туда во время своего путешествия в Рим. Марк был в Асии (4:11), куда Павел рекомендовал его в одном из своих асийских посланий (Кол 4:10). Лука был все еще с ним (2 Тим 4:11). Тихик был послан с поручением в Ефес (4:5-12). Сам Павел посетил Ефес (1 Тим 1:3), Крит (Тит 1:5), Никополь (3:12), Коринф (2 Тим 4:20), Милит (4:20) и Троаду (4:13) и в настоящее время находился в Риме (1:17). Он был в тюрьме (1:16) и был почти уверен, что конец его жизни близок (4:6,7). Во всех отношениях ситуация отличается от той, что описана в тюремных посланиях.
Между пасторскими посланиями должен быть какой-то промежуток времени. Первое послание Тимофею изображает Павла путешествующим, полным сил, наставляющим своего молодого помощника в отношении обязанностей пастыря. Послание к Титу также весьма похоже на него. 2-е Послание к Тимофею, однако, звучит как прощание, так как Павел, видимо, не надеялся пережить зиму (2 Тим 4:21). Первое следствие, на котором его никто не защищал, закончилось в его пользу (4:17), но обвинители еще больше озлобились (4:14), и его осуждение и казнь оказались только вопросом времени. Нерон обладал очень неустойчивым характером, что делало шансы Павла на еще одно оправдание ничтожно малыми.
Пасторские послания образуют единую группу. Если основываться на их языковой и стилистической близости, то становится понятным, что они, несомненно, написаны одним и тем же человеком и при одних и тех же обстоятельствах. Поэтому они представляют собой хорошее основание для суждений о состоянии церкви в 60-х годах христианской эры.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 717;