ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ
Общий фон
Послание к Филиппийцам — самое личное из всех посланий Павла, написанных церквям. На четырех страницах, которые оно обычно занимает в Библии, более сотни раз употребляется личное местоимение в первом лице. Павел не хвастается и даже не защищает, как во 2-м Послании к Коринфянам, свое личное служение. Филиппийская церковь была предельно верна ему, и он чувствовал, что может говорить с ними свободно о своих трудностях, личных стремлениях и целях.
Прошло почти десять лет с тех пор, как Павел, Сила и Лука посетили Филиппы. С самого начала проповедь дала положительный результат. В церкви было много женщин, возможно, подруг Лидии, которая трудилась вместе с Павлом в благовестии (Флп 4:3). Некоторые из них, например, Синтихия и Еводия, не всегда ладили между собой (4:2). С начала служения Павла в Македонии эта церковь поддерживала его, но, по мере того как путешествия уводили его все дальше и дальше от них, они делали для него не слишком много. Вести о бедствии в Иерусалиме и последовавшем затем аресте и путешествии в Рим пробудили сочувствие в их сердцах (4:10-14), и они снова подали ему руку помощи. Епафродит доставил Павлу их пожертвования, но сам сильно заболел. Павел считал его выздоровление ответом на молитву (2:15-27) и отослал его обратно в Филиппы со своим посланием (2:28,29). Он писал, что Епафродит рисковал жизнью, когда доставлял ему их дар, хотя и не говорит, какая именно опасность грозила ему. Возможно, что он заразился какой-то болезнью в пути при встречах с разными людьми или попал под подозрение как человек, который имеет дело с политическим заключенным.
Время написания Послания к Филиппийцам неясно, но разумно было бы заключить, что оно было написано во время двухлетнего пребывания Павла в Риме. Лайтфут полагает, что оно писалось раньше «асийских» посланий, потому что по тону оно ближе к посланиям, написанным во время путешествий. Сходство языка не может быть сильным аргументом, так как стиль и лексикон автора мог меняться со временем и в зависимости от причины, побудившей писать то или иное послание. Хотя верно, как это отмечает Лайтфут, что Послание к Филиппийцам по лексикону и общему стилю больше напоминает Послание к Римлянам, чем Послания к Ефесянам и Колоссянам. Оно предназначалось церкви, скорее европейской, чем азиатской, которая не попала под влияние мистицизма и законничества, так сильно беспокоившие церковь в Колоссах.
Важно отметить еще несколько факторов. Какое-то время должно было пройти, пока весть о прибытии Павла в Рим достигла Филипп и пока Епафродит успел доставить ему их дар. Некоторое время потребовалось на то, чтобы Павла узнала «претория» (1:13) и на проникновение Евангелия в «кесарев дом» (4:22). Кроме того, в среде проповедников существовало две группы, одна из которых завидовала Павлу и не терпела его, а другая поддерживала (1:15,16). Эти группы также не могли возникнуть за один день. Указание на неопределенность в решении его дела говорит о том, что он не был уверен в исходе судебного процесса, и хотя он был готов принять любой исход, он почему-то говорит, что «верно знает», что будет еще на некоторое время освобожден для будущего служения (1:23-26; 2:17,24).
В Филиппах не было, по-видимому, никакого определенного разделения или какой-то ереси, что требовало бы дисциплинарных мер. Упоминания иудействующих в 3:2 имеет в виду скорее потенциальную, чем реальную опасность, и несмотря на страстный тон Павла, его главной целью было не столько опровержение их заблуждений, сколько побуждение филиппийцев поступать достойно их призвания и их небесного гражданства (3:17-21).
Содержание
В тексте этого послания преобладают две темы: благовествование, упоминаемое девять раз как «участие в благовествовании» (1:5), «утверждение благовествования» (1:7), «большой успех благовествования» (1:12), или же появляющееся в таких выражениях как то, что Павел говорит что поставлен «защищать благовествование» (1:17), советует жить «достойно благовествования» (1:27) и «подвизаться за веру евангельскую» (1:27); он рекомендует Тимофея как того, кто «служит ему в благовествовании» (2:22); снова советует «подвизаться в благовествовании» (4:3) и, наконец, напоминает им о «начале благовествования» (4:15). Павел употребляет термин «благовествование» в смысле общей веры, т.е. проповеди и служения, слова и дела. В этом послании нет определения того, что такое благовествование, но самая его суть выражена в двух предложениях, которые отражают две его стороны, историческую и личную: «(Иисус) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2:8) и «найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (3:9). Первое — Благая Весть о том, что Иисус умер за людей, второе — заверение в том, что человек может быть праведным пред Богом. Это две стороны благовествования.
Второй темой Послания к Филиппийцам является радость. В Риме будущее могло казаться Павлу грустным и неприятным, так как недруги пытались подорвать его работу, а исходом суда над ним могла быть немедленная казнь. Но Послание к Филиппийцам совсем не пессимистическое. Павел благодарит Бога при «всяком воспоминании» о филиппийцах (1:3), потому что Христос был проповедан у них, не важно «притворно или искренно» (1:18), потому что смирение верующих там возрастало (2:2); радовался тому, что сам сделался жертвой за веру Христову (2:17) и «весьма возрадовался» тому, что они опять начали заботиться о нем (4:10). Все послание пропитано светлой радостью веры, выступающей на мрачном фоне внешних обстоятельств и грядущих бедствий.
План
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1056;