ДО ЭПОХИ МАККАВЕЕВ
1 Ездры прибл. 300 г. до н.э.
Товит прибл. 250 г. до н.э.
Гимн в Песне трех святых детей прибл. 200 г. до н.э.
Премудрость Иисуса, сына Сирахова прибл. 200 г. до н.э.
В ЭПОХУ МАККАВЕЕВ
Молитва в Песне трех святых детей прибл.160 г. до н.э.
Юдифь прибл.150 г. до н.э.
Вил и дракон прибл.150 г. до н.э.
Конец книги Эсфири прибл.140-130 г. до н.э.
ПОСЛЕ ЭПОХИ МАККАВЕЕВ
1 Маккавейская прибл. 90-70 г. до н.э.
2 Маккавейская прибл. 50 г. до н.э.
История Сусанны ?
Премудрость Соломона 40 г. н.э.
Варух не ранее 70 г. н.э.
2 Ездра 100 г. н.э.
Молитва Манассии ?
Большая часть этих книг написана в период между возвращением из вавилонского изгнания и разрушением Иерусалима римлянами. Это был период крайней неустойчивости, заполненный смутами и войнами. Апокрифы отражают беспокойное состояние народа, его стремление к обретению сильного независимого государства. Это реакция евреев на угнетение завоевателей и постоянную неопределенность своего положения.
В приведенном списке три книги носят исторический характер. Это — 1 Ездры, содержание которой соответствует каноническим книгам Ездры и Неемии; 1 Маккавейская, описывающая восстание Маттафии и его сыновей в 168 г. до н.э.; 2 Маккавейская, частично дополняющая 1 Маккавейскую и содержащая описание деяний Ясона Киринеянина. Книги Товита, Юдифи, Эсфири и История Сусанны представляют собой романтические повествования, показывающие, как Бог в трудные моменты защищает Свой народ от гибели. Близка к ним и книга Вил и дракон, написанная как некое дополнение к книге пророка Даниила. Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова — это философские трактаты, написанные как собрание выразительных изречений и близких по содержанию и стилю книге Притч. Песнь трех детей и Молитва Манассии — выражение преданности Богу и упования на Него.
Язык и стиль всех этих книг напоминает язык и стиль канонических книг Ветхого Завета, но, за исключением 1 Маккавейской, все они очень неточны в описании исторических событий и не содержат никаких свидетельств, позволяющих определить их авторов. В книгах Нового Завета ссылки на апокрифы крайне редки, хотя некоторые упоминание все же встречаются. Например, в Евр 11:5 Павел пишет:
«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу».
Об этом же имеется упоминание и Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Енох угодил Богу и был взят на небо» (Сир 44:15).
Два этих стиха одинаково толкуют Быт 5:24. («И ходил Енох пред Богом: и не стало его, потому что Бог взял его.») Однако они не настолько похожи, чтобы можно было увидеть здесь цитирование или ссылку. Возможно, что это совершенно независимые интерпретации.
Кроме перечисленных, существуют апокрифы, никогда не включавшиеся в библейские кодексы. Их список приводится ниже. Эти книги следует рассматривать как выражение каких-то частных мнений и настроений, распространенных, быть может, в достаточно узких слоях общества.
Книга Юбилеев 200-250 г. до н.э.
Свидетельство двенадцати патриархов
Псалмы Соломона 100-50 г. до н.э.
3 Маккавейская1
4 Маккавейская
Успение Моисея 1-50 г. н.э.
Адам и Ева
Мученичество Исайи
Книга Еноха
2 Варуха
Сибиллины пророчества
Дата написания большей части этих книг не может быть даже приблизительно установлена. Книга Еноха, например, состоит из отрывков, написанных в разное время разными авторами и собранных вместе незадолго до наступления христианской эры. Некоторые из содержащихся в ней выражений встречаются в книгах Нового Завета. В частности, хорошо известные стихи из послания Иуды являются точным повторением Еноха 1:9:
«О них пророчествовал и Енох, ceдьмый от Адама, говоря: «се идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличать всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники»
(Иуд 14-15).
Книга Еноха, Успение Моисея, 2 Варуха, 2 Ездры и частично Сибиллины пророчества относятся к апокалиптической литературе. В них содержатся предсказания будущего суда и гибели нечестивых. Описания будущего даны там, как правило, в неясных символах, часто несовместимых друг с другом. Часто действующими лицами Апокалипсисов являются ангелы. Многие из этих книг анонимны или приписываются тем, кто заведомо не может быть их автором. Например, книга Еноха не была написана Енохом, но неизвестный автор воспользовался именем человека, почитаемого за свою мудрость и благочестие.
Из канонических книг Ветхого Завета к апокалиптическим относят книги Иезекииля и Даниила. В Новом Завете — Откровение Иоанна Богослова.
Апокалипсисы создавались чаще всего во времена гонений, когда надежды людей связывались с будущим избавлением и грядущей справедливостью. Тот факт, что некоторые из канонических книг также являются апокалиптическими, не может быть рассмотрен как повод для сомнения в их богодухновенности. Последняя никак не связана с жанром, в котором написана та или иная книга.
После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. еврейское государство прекратило свое существование. Религия осталась единственной основой для консолидации евреев. С прекращением жертвоприношений в храме исчезло влияние священства, но стало быстро расти значение раввината. Авторитет священника сменился авторитетом учителя и толкователя Закона. Выросло и количество самих толкований. Закон постепенно обрастал множеством интерпретаций и дополнений, складывалась определенная традиция — предание. Отношение к нему было различным. Фарисеи почитали предание чуть ли не наравне с Законом, требуя безусловного выполнения всех его установлении. Саддукеи, напротив, полностью отвергали предание.
Приверженность традиции имела основание в том, что определенные этические нормы и религиозные правила всегда существовали и помимо Закона. Более того, они были раньше Закона. Их придерживались Ной и Авраам, благодаря наличию моральных устоев и правил поклонения народ сумел сохранить свое единство в египетском рабстве. Трудно сказать, насколько хорошо сохранило предание все эти обычаи и нормы на протяжении полной превратностей еврейской истории. Но, вероятно, что многое в традиции, существовавшей в I-II в. н.э. имело очень древнее происхождение. Распространенность устного предания подтверждается и ссылками Христа на «предания старцев» (Мк 7:3).
Эти предания были собраны и записаны на протяжении первых веков нашей эры. Вкупе с позднейшими комментариями раввинов они составляют Талмуд. Само слово «Талмуд» произведено от глагола «ламмид», что значит «учить». Он состоит из двух частей: Мишны и Гемары. Мишна — запись устного закона в том виде, как он был известен к концу II века н.э. Гемара — толкования и разного рода дополнения к устному закону, написанные в III-V веках раввинами Вавилона и Палестины. Все изречения и поучения Гемары принято относить к двум категориям: Халаке — все относящееся к Закону, и Хаггаде — общие проповеди или все, что не относится к Халаке.
Халака — это те тексты Гемары, которые следует использовать для непосредственного духовного руководства религиозной жизнью. Страк пишет: «Халакой считается то, что (1) является общепризнанным в течение длительного времени; (2) провозглашено почитаемым всеми авторитетом; (3) подтверждено аргументами, основанными на Писании; (4) утверждено большинством голосов. Любая из этих причин является достаточной, чтобы утвердить правило предания как закон.»1 Поскольку изобретать новый закон было нельзя, раввины сделались мастерами манипулирования письменным и устным законом, умея вывести из него правила на все случаи жизни. Запись таких правил и составляет Халаку.
К Хаггаде2 относятся поучения и рассуждения, сделанные в более свободной форме. Ее тексты не дополняют Закон, а пытаются проинтерпретировать его смысл. К ней относятся разнообразные назидательные или занимательные подробности библейских сюжетов, не вошедшие в Писание. Доводы Иисуса в пользу воскресения (Мф 22:31-33), основанные на Исх 3:6, довольно близки по стилю поучениям Хаггады. Совместно Халака и Хаггада составляют Мидраш — от еврейского слова «дараш», означающего «исследовать».
Талмуд содержит 63 раздела или трактата, каждый из которых посвящен какому-то одному аспекту Закона. Различают два Талмуда — Палестинский и Вавилонский — составленные раввинами двух разных школ. Палестинский Талмуд короче, он написан в конце IV века на западноарамейском языке. Вавилонский Талмуд датируется концом V века и написан на восточноарамейском диалекте. Оба варианта Талмуда неполны — в обоих не достает целых частей или отрывков. При всплеске антисемитизма в Западной Европе в XIII веке Талмуд был запрещен католической церковью. Множество его экземпляров было уничтожено или серьезно повреждено. Чудо, что эта книга вообще сохранилась.
В настоящее время Талмуд представляет собой важнейший элемент современного иудаизма. Он регулирует веру и обряды, устанавливает толкование Закона. Его влияние на жизнь часто оказывается сильнее влияния самого Писания.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1062;