СИНАГОГА

Мы уже видели, что синагога сыграла важную роль в развитии иудаизма. Иудеи диаспоры открывали синагоги во многих городах империи. Много синагог было и в самом Иерусалиме. Галилея, большинство населения которой во времена Маккавеев составляли язычники (1 Макк 5:21-23), во времена Иисуса также изобиловала синагогами. Синагога была подлинным центром каждой еврейской общины. Здесь все евреи города или местности собирались еженедельно и общались друг с другом. Здесь устраивались школы, в которых еврейские мальчики изучали Закон. Здесь происходили богослужения, заменившие богослужения в храме, куда далеко не все иудеи могли приходить регулярно. В синагоге не совершались жертвоприношения, их заменила молитва и изучение Закона. Соответственно не было здесь и священника, место которого занимал раввин. Во главе синагогальной общины стоял начальник синагоги (см. Мк 5:22), вероятно, избиравшийся из старейшин. Он председательствовал на службах, следил за ходом диспутов, представлял собравшимся гостей. Хозяйственной жизнью синагоги руководил прислужник синагоги или хаззан. Он отвечал за состояние здания и за имущество. В его обязанности входило предупреждать работавших в поле крестьян о начале субботнего дня (это происходило в пятницу после обеда) и объявлять о его окончании. Именно он был, видимо, тот служитель в назаретской синагоге, которому, согласно Лк 4:20, Иисус, закончив чтение, отдал свитки Писания. Иногда хаззан служил учителем в синагогальной школе.

Здания синагог обычно представляли собой массивные каменные строения. В богатых общинах они часто имели роскошную обстановку. Каждая синагога имела сундук, где хранились свитки Торы, возвышение со столиком для чтения, светильники для освещения помещения, сидения для прихожан. Так обставляются синагоги и в наше время.

Богослужения в синагогах начинались с чтения Шемы — иудейского символа веры: «Слушай, Израиль, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:4,5). Это чтение сопровождалось славословиями Богу, так называемыми Беракот (по-древнееврейски «Блажен» — первое слово каждого славословия). Затем следовала обрядовая молитва, завершавшаяся индивидуальной безмолвной молитвой всех присутствующих. После этого читались отрывки из Торы. Каждому дню соответствовал свой отрывок. Со временем вся Тора была разделена на 154 дневных чтения, которые нужно было последовательно прочитать в течение установленного срока. Палестинские евреи прочитывали Тору за три года, вавилонские завершали чтение за один год. Читали также и пророков, как это следует из эпизода, описанного Лукой (Лк 4:16 и далее). Вероятно, в этой ситуации Иисус Сам выбрал отрывок для чтения. В проповеди, которая следовала за чтением, проповедник разъяснял и интерпретировал прочитанный текст. Если среди собравшихся был священник, он завершал службу благословением собравшихся. Если священника не было, вместо благословения произносилась общая молитва.

Влияние, оказанное синагогой на порядок служения в ранней церкви, очевидно. Сам Иисус регулярно посещал синагоги и принимал участие в службе. Его ученикам она также была хорошо знакома. Павел, какие бы города он ни посещал во время своих путешествий, прежде всего приходил в синагогу. Здесь он проповедовал и вел дискуссии с иудеями и прозелитами (Деян 13:5,15-43; 14:1; 17:1-3; 17:10,17; 18:4,8; 19:8). Не исключено, что первые службы ранней церкви совершались в синагогах. Сам порядок церковного богослужения в значительной мере позаимствован у синагоги. Христиане той эпохи посещали также храм в Иерусалиме (Деян 3:1). Как свидетельство о практике служения в синагогах можно рассматривать упоминание о синагоге в послании апостола Иакова (Иак 2:1-2). Хотя возможно, что здесь, говоря «синагога», апостол имеет в виду собрание христианской общины. (Буквальное значение греческого synagoge — собрание. Использованное в Евр 10:25 слово episynagoge имеет тот же смысл.)1 Отвержение

иудеями Христа и Евангелия привело в конечном счете к полному отделению церкви от синагоги. Сейчас они весьма далеки друг от друга, а во многом даже противоположны. Тем не менее сохранившийся порядок служения, в частности практикуемое и здесь, и там чтение Писания с последующей проповедью, указывает на их близкую связь.

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1274;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.