ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Иудаизм, существовавший в I веке, сформировался главным образом в период изгнания. До этого народ Израиля был лишь время от времени верен Закону. Поклонение Ягве (Иегове) было официальным культом, но от негo постоянно уклонялись, нарушая существенные его установления. В IХ в. до н.э. все Северное царство под влиянием Иезавели, финикийской жены царя Ахава, впало в идолопоклонство — поклонение Ваалу — и было возвращено к поклонению Иегове только благодаря мужественному служению Илии. Веком позже культы чужеземных богов стали появляться в Южном царстве при правлении царя Манассии и его сына Амона. Чистота религии Ягве была восстановлена благодаря энергичным действиям Иосии, очистившего храм и восстановившего поклонение Иегове. Во время восстановления храма была найдена книга Закона. Иосия изучил законы и приказал зачитать их народу, он провел много реформ и восстановил празднование Пасхи (2 Пар 34:1-33). Все то время, когда народ жил в Палестинe, он был подвержен влиянию могущественных и богатых языческих государств, окружавших его. От них исходило постоянное искушение поклонения другим богам. Эта тенденция, начавшаяся еще во время странствования по пустыне (Числ 25:1-3), продолжалась вплоть до самого вавилонского пленения, несмотря на все усилия пророков (Иез 14:1-5, Иер 7:16-20).
Плен поставил евреев перед серьезным выбором. Они должны были либо отвергнуть все языческие искушения и сохранить верность истинному Богу, либо позволить народам, захватившим их в плен, полностью ассимилировать себя. Чтобы сохраниться как нация, как народ Божий, им нужно было, во-первых, строго соблюдать все требования Закона, а во-вторых, найти какую-то замену прекратившимся богослужениям в храме, т.к. центральное здание храма было разрушено. Книгу можно было взять с собой в изгнание, но культ, связанный со служением в храме, надолго прекратил свое существование.
Так, в вавилонском плену, в VI в. до н.э., началось формирование нового иудаизма. Идолопоклонство было отвергнуто безоговорочно. Евреи, прежде допускавшие поклонение Ваалу и другим ханаанским божествам, теперь целиком обратились к Иегове. Об этом свидетельствует книга пророка Даниила, описывающая, как Даниил и его друзья сохранили верность Единому Богу, несмотря на чудовищное давление язычников.
Вынужденное прекращение служения в храме компенсировалось усиленным изучением Закона, или Торы. В царский период религиозное чувство каждого индивида находило свое выражение в совместном служении всего народа (Ездр 7:1-6). Такое поклонение могло быть искренним, но едва ли таким же жизненно важным, как личное изучение Божьих предписаний. Во время реформ Иосии Закон читался всему народу (2 Пар 34:29,30), но в плену особенно важным стало изучение Закона каждым верующим. Постоянно росло стремление к самостоятельному чтению и изучению Торы. Роль книжника, такого как Ездра, который изучал и толковал законы, стала столь же значимой, как ранее роль священника (Ездр 7:1-6). Эта роль не уменьшилась и в более позднее время, например, в I веке н.э.
Новым центром служения Богу стала синагога. Широкое рассеяние евреев в результате пленения и последующих миграций вызвало необходимость молитвенных собраний в пределах небольших местных общин. Когда позже храм был восстановлен, эти собрания не утратили своего значения, поскольку далеко не все могли присутствовать на его служениях. Синагоги возникали там, где для совместной молитвы и изучения Закона могли собираться десять или более человек. Обычно в синагогу приходили в седьмой день недели. Со временем эта форма служения так укоренилась, что в I в. н.э. в Иерусалиме были синагоги, которые проводили богослужения одновременно с богослужением в храме (Деян 6:9). Хотя в книгах Ветхого Завета синагоги не упоминаются, очевидно, что они должны были появиться в период между пленением и приходом Христа, поскольку при Нем их было уже много как в Палестине, так и за ее пределами.
Одной из задач синагоги было приспособление старых религиозных обрядов к новым условиям жизни. Если прежде большинство иудеев были скотоводами, то после пленения многие из них стали земледельцами, а значительная часть занялась торговлей. Выросло городское население, а сами города стали больше. Существующие обрядовые предписания невозможно было исполнять как прежде. Особенно это касалось религиозных праздников. Проблемы и вопросы, вызванные новым образом жизни, требовали новых ответов. Кроме того, евреям приходилось сталкиваться с другими языческими народами, например, греками и римлянами. Давление языческого мира не ослабевало, но меняло формы. Однако, несмотря на некоторые перемены, иудаизм сохранил свои главные принципы, основанные на Законе и пророках.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1230;