ДИАСПОРА
В I веке н.э. большинство евреев жило уже за пределами своей исторической родины. Политические катаклизмы и коммерческая активность привели к тому, что еврейские общины возникали почти во всех крупных городах от Вавилона до Рима. За живущими вне Палестины евреями закрепилось название диаспора (букв. «рассеяние»). Процесс расселения евреев по всему миру начался в 721 г. до н.э., когда ассирийский царь Саргон, разгромив Северное царство, переселил его жителей в Ассирию. Последовавший затем в 597 г. до н.э. разгром Южного царства Навуходоносором привел к переселению значительного количества евреев в Вавилон. Хотя через семьдесят лет пленения под руководством Ездры и Неемии многие из них вернулись в Палестину, немалая часть изгнанников предпочла остаться в земле своего пленения, где они успели укорениться и разбогатеть.
Завоевания Александра в IV в. до н.э. открыли новые возможности для миграции и основания новых поселений. На Ближнем Востоке возникла мощная военная держава, под властью которой временно прекратились междоусобные войны, препятствовавшие свободному перемещению населения. Как Селевкиды, так и Птолемеи поощряли торговлю и колонизацию, стремясь увеличить приток переселенцев на свои территории. Они давали колонистам гражданские права и налоговые льготы. Многие евреи активно пользовались этим, обосновываясь в быстро растущих эллинских городах Ближнего Востока и Малой Азии. Некоторые переезжали лишь временно, другие же, получив гражданство, постоянно осели на новых местах. В Александрии еврейская община занимала значительную часть города. Этот еврейский район Александрии обладал даже определенной автономией, там был свой правитель и чиновники, независимые от городских властей. В I веке н.э. здесь проживало около двух миллионов евреев.
По мере расширения Римской империи еврейские поселения стали возникать и в более западных областях. После завоеваний Помпея несколько тысяч еврейских рабов было привезено в Рим. Вскоре часть из них получила свободу и основала поселение на правом берегу Тибра вблизи от причалов. При Юлии Цезаре и при Августе это поселение получило легальный статус. Известно, что в 4 г. до н.э. в Риме жило восемь тысяч евреев. В ряде других городов империи еврейские поселенцы пользовались существенными льготами. Например, в Коринфе они были освобождены от военной службы и не подлежали юрисдикции языческих судов.
Несомненно, евреи диаспоры были подвержены сильному греческому влиянию. Многие из них быстро утратили свой национальный облик и даже изменили своей религии. Большинство, однако, в большей или меньшей мере сохранив приверженность традиции, оставались верны вере в Единого Бога и Закону Моисея. Они совершали паломничества в Иерусалим во время праздников и платили налог на храм. В городах, где они поселялись, они основывали синагоги, в которых собирались каждую субботу.
Среди евреев диаспоры можно выделить две группы, условно называемые гебраистами и эллинистами.1
Гебраисты
Гебраисты, или «Евреи» упоминаются апостолом Павлом, который сам происходил из их среды. Как он сам говорит о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, из колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей...» (Флп 3:5). Евреи диаспоры, относившиеся к этой категории, не только сохранили веру в Единого Бога, но остались верны всем обычаям и пользовались арамейским языком. Так, Павел говорит, что он был тщательно наставлен в отеческом законе (Деян 22:3). Цитаты из книг Ветхого Завета, которые он приводит, свидетельствуют о его знакомстве как с еврейским, так и с греческим (Септуагинтой) вариантом Библии. Будучи рожден в греческом городе Тарсе и имея римское гражданство (Деян 21:39; 22:25-29), он совершенно не подвергся греческому влиянию и остался целиком евреем. Несомненно, что подобных ему людей было много среди евреев диаспоры. Однако большинство ревнителей отеческих традиций жило все же в самой Палестине. О гебраистах («Евреях») диаспоры (в частности из Асии) говорится в книге Деяний. Они обвинили Павла в осквернении храма за то, что он ввел туда язычника (Деян 21:27-29).
Эллинисты
Гораздо большее число евреев диаспоры восприняло греко-римскую культуру и оставило, в значительной мере, национальные привычки и традиции. Они говорили по-гречески или на том языке, которым пользовалось население страны их пребывания. Иногда некоторые элементы культуры окружающего их народа проникали и в богослужение, делая его отчасти синкретическим. Например, в синагоге в Дюра-Европос на Евфрате в настенных росписях и мозаиках присутствуют языческие мифологические мотивы.
Обе категории евреев (точнее, в данном случае, христиан, происходивших из этих категорий) упоминаются в Деян 6:1 в связи с разделением между ними, угрожавшим расколом церкви. Вероятно, эллинисты отличались большей широтой взглядов, чем гебраисты, и свободнее толковали ветхозаветные писания. Стефан, возможно, был одним из них.
Всего в Римской империи проживало в это время около четырех с половиной миллионов евреев. Остальное население империи относилось к ним большей частью неприязненно, часто даже враждебно. Одной из причин такого отношения было явное неприятие евреями языческих культов, нежелание оказывать хотя бы видимость почтения к языческим богам. Их часто считали атеистами, поскольку не могли понять, как можно верить в невидимого Бога. Но, с другой стороны, их трезвость, трудолюбие и честность вызывали уважение.
Иногда среди евреев диаспоры возникали волнения, особенно если что-то угрожало их религиозной свободе. При Клавдии их даже выслали из Рима за возмущения. Несколько позже возникли серьезные конфликты местного населения и римских властей с евреями Александрии. Но нет никаких оснований предполагать участие евреев диаспоры в иудейской войне 66-70 гг. Вероятно, в этот период эллинизированные иудеи рассеяния были более или менее безразличны к судьбе еврейского государства.
ГЛАВА 5. ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО ЗАВЕТА В ИУДАИЗМЕ
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1233;