Духовный мир личности

Наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком не станешь. Только вот «само собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Вначале общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка – в освоении как можно большей части богатств мировой культуры, участии в их создании – общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивида.

Термин «духовные ценности» указывает на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т. д.). В ценностных представлениях людей непременно присутствует некий придписательно-оценочный элемент. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. Человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой. На поверхности виден лишь его предписывающий и оценивающий характер. Земные же истоки, корни этих идеализаций, как правило, скрыты, потеряны, искажены.

 

Одним из видов духовного производства является искусство. Оно представляет собой творение профессионалов – художников, поэтов, музыкантов, артистов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира. Искусство опирается на своеобразный феномен, зафиксированный философией в категории «эстетическое».

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно как бы «разлито» во всей социальной реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности – трудовые, спортивные, игровые и пр.

Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие фундаментальные характеристики бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений порождает своеобразный резонанс в душе человека. Настраивая свой душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Существует и другой взгляд на природу эстетического, отрицающий его объективность и выводящий все формы эстетического исключительно из человеческого сознания.

Эстетические переживания способны возникать в любой виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, спорте, быту, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.

Искусство создает свой особый, идеальный мир, который как бы дублирует реальный мир человека. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления – все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который бывает убедительнее самой реальности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен человечеству?

Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т. д. Художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. «А что будет, если ...» – вот исходная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях.

Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, способов поведения. Гамлеты, Дон-Кихоты, Мастера и Маргариты – все это иллюстрации к книге человеческой психологии, ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения, способ социализации человека.

Художественный мир является подлинной памятью человечества. В нем бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые особенности множества самых разнообразных укладов жизни.

Но все же главная функция искусства – эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение. От произведений искусства мы хотим, прежде всего, получить удовольствие, причем именно эстетическое удовольствие. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусства». При этом художественный вкус любого человека – это, конечно, дело воспитания и привычки.

Не менее важным компонентом духовной жизни выступает мораль. Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, принимаемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Требования к индивиду в моральном сознании принимают разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.) и ценностные ориентации, а также механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это – элементы структуры нравственного сознания.

Среди особенностей морали следует отметить ее всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни. Любая политическая декларация апеллирует к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль. Любая житейская ситуация необходими имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».

Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали.

Третья особенность – императивность – состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т.е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, и, тем не менее, мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот странный феномен можно таким образом: лишь в масштабах всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некоей общественной потребности. В каждом же частном, отдельном случае результат может быть как положительным, так и отрицательным, ибо зависит от множества случайных обстоятельств.

Религия как особое мировоззрение оказывает влияние на духовную и другие сферы жизни общества.

О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог и философ конца XIX – начала ХХ века У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления, верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. З. Фрейд с позиции психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежат неудовлетворенные вытесненные бессознательные влечения. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образцу и подобию. Марксистская философия считает, что религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Существуют и другие концепции сущности религии.

Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Для верующих людей все утверждения, содержащиеся в священных книгах, представляются достоверными и принимаются не веру. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять не его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него, «задобрить» его. Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые по-своему реализуются верующими в культовых действиях.

В структуре религии выделяют три основных элемента:

· религиозное сознание;

· религиозный культ;

· религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков.

Религиозная идеология – это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идеологию входят теология, богословие, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т. д.

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы – храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляющие чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими.

Религиозные организации представляют собой объединения последователей той или иной религии. Религиозное сознание, культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института.

Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде сект.

Вопросы к теме «Личность»

1. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Какие представления о совершенном человеке складывались в разных культурах?

3. Почему ответственность – неотъемлемая черта личности? За что и перед кем отвечает личность?

4. Может ли человек быть свободен? Чем отличаются понятия «свобода» и «воля/вольница»?

5. Расскажите о происхождении, сущности и основных функциях искусства.

6. Что такое мораль? Как вы понимаете такое свойство морали, как «императивность»?

7. В чем сущность и основные функции религии? Как вы понимаете свободу совести?

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 Ч. – М., 1989. Ч.2. С. 550–565, 576–584.

2. Философия: учебник для высших учебных заведений - Ростов н/Д., 1995.С. 263–297.

3. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000. С.448–505.

4. Бубер М. Я и Ты - М., 1993. С.192-232.

5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности – М.,1989. С.161-242.

6. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М., 1993. С.165-198.

7. Ильенков Э. В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура- М., 1991.

8. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. С.127-134.

9. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. Т.1. - М., 1992. С. 3-30.

10. Лосский Н. О. Избранное. - М., 1991. С. 484-494, 576-597.

11. Лобковиц Н. Что такое личность? // «Вопросы философии» 1998/2.

12. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью. //»Вопросы философии» 1998/2.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С. 24 – 44.

14. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. С. 94-119.

15. Аннинский Л. Оглянуться в слезах. // «Свободная мысль». 1998, № 8.

12.


[1] Монтескье Ш. Избр. Соч. – М.: Политиздат, 1955. С. 350.

[2] Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 69.

[3] Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2.

[4] Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 75.

[5] Подробнее см.: Дугин А. Органическая демократия // Наш современник. 1992, № 10.

[6] См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории – М.: Прогресс, 1991. – С. 86.

[7] Введение в философию. 2002. С.509–510.

[8] См.: Кравченко И. И. Мдернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса.//Вопросы философии. 2002. № 9.

[9] Гомогенный – однородный по составу (противоп. гетерогенный)

[10] См.: Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация /Вопросы философии. 2004. №4.

[11] Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации; иллюзии и риски. М.: Вариант, 2002. С.352.

[12] Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации; иллюзии и риски. М.: Вариант, 2002. С.252–253.

[13] Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации; иллюзии и риски. М.: Вариант, 2002. С.77–78.

[14] См. Юдин Б. Г. О человеке, его природе и его будущем.// Вопросы философии. 2004. № 2.

[15] См. Фрейд З. Будущность одной иллюзии.

[16] Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности.








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1241;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.