Всемирно-исторический подход к историческому процессу
Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления всемирной цивилизации. Основой периодизации исторического процесса в этом случае являются фундаментальные изменения в историческом взаимодействии цивилизаций.
Одной из таких концепций всемирной истории является философия истории К. Ясперса. В полемике с марксизмом и технократическими концепциями истории Ясперс делает акцент на "духовной составляющей" человеческого бытия. Реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена, прежде всего, духовным единством человечества. В работе "Истоки истории и её цель" Ясперс выделил в общественном развитии четыре этапа: "доистория", "великие исторические культуры древности" (локальные истории), "осевая эпоха" (начало всемирной истории), "эпоха техники" (переход к единой мировой истории).
В "доисторический период" происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и орудий труда, появлении речи, образовании групп и сообществ, формировании жизни посредством мифов.
Возникающие в трех областях земного шара "великих культур древности" знаменует начало человеческой истории. Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры, а также эгейский мир (с 4 тыс. до н. э.); во-вторых, доарийская культура долины Инда (с 3 тыс. до н.э.); в-третьих, архаический мир Китая (со 2 тыс. до н.э.).
С 800 по 200 гг. до н.э. – "осевое время" – в великих культурах древности начинает формироваться универсальная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных местах – в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции – возникают духовные движения, определившие тот тип человека, который существует и поныне. "Осевая эпоха" – это время рождения мировых религий и философии. Пробуждение духа являлось, по Ясперсу, началом общей истории, которая до этого распадалась на локальные, не связанные между собой культуры.
Таким образом, "осевое время", связало человечество во всемирно-историческом пространстве-времени; оно служит масштабом, позволяющим определить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. В связи с этим Ясперс выделяет "осевые народы" (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки), которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок и как бы вторично родились в ней, заложив тем самым основу единой духовной сущности человека.
"Эпоха техники" духовно конструировалась в XVII в., приобрела всеохватывающий характер в XVIII в. и получила чрезвычайно быстрое развитие в XIX – XX столетиях. Эта эпоха знаменует собой наступление духовного единства человечества и мировой истории уже не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая, благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XX в. обрела власть над миром. Мир усвоил достижения европейцев, но сохранил в своих устремлениях уникальные культурные различия.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 2406;