Локально-исторический подход к историческому процессу
Русский исследователь Н. Данилевский (1822–1885) в своей книге «Россия и Европа» (1871) рассматривал всемирную историю как совокупность самостоятельных и специфичных цивилизаций. Отрицая существование "человечества" как единого целого, как "единой цивилизации", Данилевский признавал реальным субъектом истории лишь отдельные "культурно-исторические типы" – народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передачи и заимствованию. Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, проходят определённые стадии: от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизационному. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. К наиболее перспективным типам Данилевский относил противостоящий культуре Запада – "славянский тип".
Концепция Данилевского предвосхитила идеи немецкого философа культуры О. Шпенглера. В своей работе "Закат Европы" (1918–1922 гг.) он критикует основные постулаты европейской исторической науки – европоцентризм, панлогизм, историцизм, линейный прогрессизм. Шпенглер выделяет следующие культурные миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский). Культурный мир проходит три стадии развития: юность (мифосимволическая, ранняя культура), расцвет (метафизико-религиозная культура) и упадок (поздняя, окостеневшая культура), переходящий в цивилизацию. Цивилизации везде обладают сходными признаками, поскольку они выражают отмирание культурного мира как организма и не порождают более культурной индивидуальности.
В фундаментальной работе "Постижение истории" А. Тойнби рассматривает цивилизации как системы, различающиеся определённым типом связей. Цивилизации зарождаются в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляют народам либо природа (стимулы "бесплодной земли" и "новой земли"), либо человеческое окружение (стимулы "удара" и "давления"). В обобщённой классификации цивилизаций Тойнби кроме "западного мира" выделил: "православно-христианское или византийское общество", "исламское общество", "индуистское общество", "дальневосточное общество" и еще 10 цивилизаций. Важное значение в исследовании исторического процесса имеют его пространственно-временные характеристики. Непрерывность пространства-времени, согласно Тойнби, выступает как «перетекание» дискретности существования человечества, когда каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего момента. Все пространство исторической жизни раздроблено на локальные цивилизации – вехи времени. Возраст человечества Тойнби определяет в 300 тысяч лет, а возраст цивилизаций – в два процента от этого отрезка, т. е. 6 тысяч лет[6]
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 3451;