Св. равноапостольный Николай Японский.
Β отношениях государства к религии со времени Петровской реформы принят был в основание принцип свободы вероисповеданий. "Совести человеческой, - писал Петр в указе 1702 г., - приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися ο спасении души своей". Принцип этот приложен был и к делу христианской миссии между иноверцами империи. Сначала Петр хотел было уничтожить все принятые до него внешние поощрительные меры к обращению инородцев, оставив в силе одни меры духовные, но скоро отказался от этой мысли. Екатерина II снова провозгласила принцип веротерпимости, доведенной на этот раз даже до крайности, до индифферентного покровительства всем, даже языческим вероисповеданиям.
В XIX в. продолжалось прежнее благожелательное отношение правительства к инородцам. В 1853 г. издан закон ο ламском духовенстве. В качестве служителей религии и муллы, и ламы получили свободу от податей, подобно православному духовенству. Несмотря, однако, на это, дело православной миссии шло успешно. Кроме инородцев Поволжья и Сибири, действия ее простирались на некоторые новые племена по мере расширения России на восток. К числу важнейших приобретений русской Церкви надо отнести воссоединение с нею униатов и обращавшихся в православие протестантов Прибалтийского края.
Большая миссионерская работа велась в Казанской епархии и соседних местностях, среди калмыков, киргизов исамоедов, в Сибири, в Китае, в Японии. Восстанавливалось православие на Кавказе.
В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой был назначен владыка Иннокентий (Попов-Венгаминов). Владыка Иннокентий (1797-1879), в миру Иоанн, сын пономаря иркутской епархии, окончил семинарию в Иркутске и был приходским священником в этом городе. В 1823 г. он вызвался ехать священником на о-в Уналашку, и с этого времени началась его миссионерская деятельность. Он обращал алеутов в христианство, приучал их к плотничьему, столярному, слесарному и кузнечному ремеслам, научил их выделке кирпичей и каменной кладке. С их помощью он выстроил церковь. Изучив алеутский язык, он распространил христианство по всем Алеутским островам.
В 1833 г. он был переведен в Новоархангельский порт на о-в Ситху. Разумная осторожность открыла ему доступ к грубым, но простым и добрым сердцам дикарей. Христианские истины были им сообщаемы сообразно с их умственною приемлемостью, т.е. при полном свободном убеждении их, а не путем насилия. Он терпеливо выжидал добровольного вызова креститься. Для детей была устроена школа, которая была снабжена как учебниками, так и книгами для чтения, собственного его сочинения и им самим переведенными на туземные наречия, и он был сам их учителем; наконец, кроме просвещения светом Евангелия, он обучал их разным мастерствам и, при повальной оспе, обучил Колош оспопрививанию; и такими путями сумел снискать и от упорных дикарей полное сердечное расположение к себе.
Отец Иоанн, научившийся говорить на шести местных наречиях, переведший Евангелие св. ап. Матфея, употребительные молитвы и песнопения, вытеснявшие шаманские народные песни, боровшийся с пьянством и полигамией, часто живший в землянках и питавшийся одним китовым жиром - понимал, что ему нужны помощники. С этой целью, с благословения архиеп. иркутского Нила, он предпринял путешествие морем в С.Петербург.Длилось оно 7 месяцев и 14 дней. В столице радушно приняли в 1839 г. о. Иоанна, зная его деятельность и, в частности, научные лингвистические труды. Впервые познакомился с ним митр. московский Филарет, говоривший после этого: "В этом человеке что-то апостольское".
После кончины супруги в 1840 г. о. Иоанн принимает монашество с наименованием его Иннокентием. 15 дек. он был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
В течение своего 27-летняго епископства, владыка Иннокентий объездил всю восточную Сибирь. Миссионерская деятельность его на камчатском епископстве простиралась на огромное пространство Камчатского, Якутского и Амурского краев. В Якутской области, где христианство было распространено между якутами и тунгузами, он завел якутское богослужение. Одновременно с этим - в 1858 - было открыто якутское викариатство, в 1869 г. обратившееся в самостоятельную Якутскую епархию. Трудами камчатских и якутских священников христианство понемногу проникло и в Чукотский край.В 1850 г. там была открыта новая миссия для обращения чукчей, ламутов, юкагиров и др. племен севера. В 1855 г. Камчатская епархия увеличилась причислением к ней местностей по Амуру. Владыка Иннокентий положил основание Амурской миссии. Главными деятелями ее были священники Гавриил Вениаминов (сын преосвященного) и Иннокентий Громов.
В 1857 г. владыка поселился в г. Благовещенске на р. Амур, где установлена была его кафедра; вскоре учредил он там духовное училище. По присоединении в 1860 г. Уссурийского края для Амурской миссии открылось широкое поприще деятельности в просвещении христианских племен, принадлежавших прежде Китаю. Это были гиляки, орочени, гольды, манджури и др. К ним присоединялись и корейцы, начавшие переселяться в Российские пределы. Владыка Иннокентий строил по Амурскому краю церкви и школы. При главном и непосредственном участии владыки Иннокентия переведено было св. Писание на языки алеутский, курильский и якутский.
Труды его в вост. Сибири кончились в 1868 г. с назначением его митрополитом московским. Но миссионерская деятельность его еще более расширилась работой в православном миссионерском обществе, председателем которого он стал.
Преосвященный Иннокентий не оставлял без внимания и своей прежней алеутской паствы. В Новоархангельске открыто было в 1858 г. камчатское викариатство, а в 1870 г. учреждена была самостоятельная епископская кафедра Алеутская с кафедрой в Сан-Франциско. Ей были подчинены и новые, и старые православные церкви в Америке, всего тогда числом 9.
В 1860 г. православие проникло в Японию.Основателем православной миссии был иеромонах русского консульства в Хакодате Николай (Касаткин). Он родился в 1836 г., окончил петербургскую дух. академию. С самого начала своей службы (1861) принялся он за усердное изучение языка, верований и нравов японцев и за переводы священных и богослужебных книг на японский язык. Первенцем его христианской проповеди был Павел Сваабе, бывший жрец одной кумирни, по обращении в христианство сделавшийся самым пламенным и самоотверженным проповедником св. веры. К нему примкнули еще два им самим обращенных японца, Яков УраноиИоанн Сакай.Своей катехизаторской проповедью эти три первых деятеля японской миссии успели настолько подготовить в Японии почву для православия, что о. Николай в 1869 г. испросил у Св. Синода разрешение на открытие там миссии. Начальником миссии был назначен он, с возведением в сан архимандрита, с иерархической зависимостью от камчатского архиерея. В 1871 г. в Хакодате и Токио (1872) заведены были миссионерские школы, давшие новых проповедников-катехизаторов. Православие начало распространяться в Японии так успешно, что возбудило против себя гонение, от которого особенно тяжело пришлось пострадать Сваабе. К счастью, это гонение скоро было остановлено по представлению русского консула. В 1875 г. камчатским архиереем были посвящены первые священники из японцев - о. Павел Сваабе и Иоанн Сакай.
В 1880 г. архим. Николай прибыл в С.Петербург. В этом году он был рукоположен епископом японским. Κ.Π. Победоносцев, составляя в 1892 г. записку для Наследника Цесаревича Николая Александровича, писал ο нем: "Это поистине апостол нашего времени, человек духом горящий, и зажигающий огни духовные в сердцах...". Скончался владыка Николай 3 февр. 1912 г.Его очень почитали и японцы.
В 1895 г. японская Церковь насчитывала у себя 220 общин и свыше 22500 душ христиан и обслуживалась 28 священнослужителями. Богослужение в японских церквах совершалось на японском языке. Благодаря трогательным призывам владыки Николая делались пожертвования на миссию, и помощь ей, конечно, оказывалась со стороны Св. Синода. Важным событием для миссии было провозглашение в Японии в 1889 г. полной свободы веры.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1067;