Старообрядческий раскол, краткая история, дробление. Единоверие.
Важнейший подвиг патриаршего служения Никона заключается в исправлении церковных книг.
Труды, предпринятые по этой части при Патриархе Филарете и Иосифе, доказали необходимость поверки книг по греческим подлинникам и тщательного исправления вкравшихся погрешностей.
Вступив на престол первосвятительский, Патриарх Никон не замедлил обратить внимание на те же беспорядки в московских церквах, какие исправлял он в прежней своей Новгородской епархии. Кроме того, он был поражен здесь иными, еще более важными разногласиями и неправильностями: так, литургию совершали то на семи, то на шести просфорах, употребляя притом просфоры с различными печатями; образ совершения проскомидии во многих церквах был также различен. Вместо того чтобы для крестного знамения слагать три первых перста и благословлять перстоложением именословным, крестились и благословляли только двумя перстами; неправильно писали святое имя Господа Иисуса; были и другие различия. Никон, строгий во всем, касающемся благочиния церковного, решился ввести единство в Богослужении. Стремясь к этой цели, он еще сильнее убедился в необходимости исправления богослужебных книг. Он увидел, что беспорядки в совершении Богослужения вошли и в самый состав богослужебных книг.
Великое дело Никона принималось большинством духовенства и мирян с полною покорностью. Только немногие были против - те, кто портил книги при патриархе Иосифе и теперь должен был отвечать за порчу книг. Таков был Аввакум, первым обнаруживший недовольство на исправление испорченных им книг. К нему пристали Павел, Коломенский епископ,икостромской протопоп Даниил, делившие с Аввакумом дружбу. Эти трое стали возмущать других против дела, одобренного Соборами. По соборному определению, Аввакум сослан был на берег Байкала, помощник его в порче книг князь Львов - в Соловецкий монастырь, Даниил - в Астрахань, а Павел скрылся от обличений Патриарха.
Удаление их послужило к выявлению раболепной привязанности к старым книгам и в других, дышавших одним духом с распространителями суеверия. Изгнанные из Москвы защитники старопечатных книг разносили грубые понятия и ложные нарекания далее - туда, где они были в заточении. Наказание их в связи с делом, которое не было еще общеизвестно и потому возбуждало любопытство народное, привлекло к ним весьма многих слушателей. Преступники пользовались своим положением. И они представляли дело по своим грубым понятиям, прибавляя к этому вымыслы и ложь, говорили с жаром, выставляя себя мучениками за истину, за "старую" веру. Посему неудивительно, что "богохульное плодоношение" суеверов распространялось по различным странам, градам и весям царства Русского.Протест против новшеств распространился потом в массе народа и получил здесь еще более опасные размеры. Непривычные для слуха изменения в тексте церковных чтений и новое пение, запрещение двоеперстия, четвероконечный крест на просфорах - все это сильно смущало народ, у которого привязанность к внешности богослужения была еще грубее, чем у его учителей.
Такое пагубное сеяние плевел еще более распространилось, когда прекратилась деятельность Никона. Последующая печальная судьба Патриарха Никона сильно способствовала успехам расколоучителей.
Наконец, наступил страшный 1666 год, ознаменованный действиями великого московского собора. Одобрив совершенные доселе церковные исправления, собор этот произвел суд над главными их противниками; Александр Вятский, Ефрем, Никита, Неронови Феоктист принесли покаяние и получили разрешение; нераскаянные - Аввакум, Лазарь, Феодор - преданы анафеме и сосланы в дальние ссылки. Потом приехали патриархи, и в 1667 году великий собор в их присутствии снова подтвердил прежние постановления и скрепил их клятвою против тех, которые их не примут и будут противниками церкви. Собор коснулся и главной опоры староверов - Стоглава, отменил его клятву на троеперстие и на трегубую аллилуию, осудил также житие Евфросина. После этих определений упорные староверы явились уже раскольниками, и произошло их решительное отделение от церкви. Так появился раскол - одно из выразительнейших явлений русской религиозной жизни.Представители нравственных сил древнего общества, протопопы, попы, настоятели монастырей взволновали всю Русь, героически лезли на костры - из-за чего? Из-за старины, древлего благочестия и древлего обрядового безнарядья, ο которых новое благочестие дало в 1667 году соборный отзыв как "о простоте и невежестве". Церковная жизнь стала исправлять обряды, вносить в них дух и мысль, поставила вопрос ο религиозном образовании. Раскол отделился от церкви не вследствие движения в какую-нибудь свою сторону от течения общей исторической жизни церкви, а именно вследствие своей косности, неспособности следовать за жизнию церкви.
Еще в 1657 году присланы были в Соловецкий монастырь новоисправленные книги. Старые иеромонахи посмотрели на них и сказали, что они "старики, и по старым книгам едва читают, а по новым, сколько ни учиться, не навыкнуть будет". Некоторые, помоложе, хотели было служить по-новому, но им запретил это архимандрит Илия. Cтарообрядчество зрело в обители под влиянием множества сосланных сюда противников Никона. После нескольких попыток к вразумлению упорных в 1668 году царь послал в монастырь стрельцов, и началась соловецкая осада. Осада монастыря затянулась на 10 лет. Наконец, в 1676 году воевода Мещеринов взял монастырь.
1-го апреля 1681 г. Аввакум вместе с другими "соузниками" был предан жестокой, заимствованной с Запада, огненной казни. Сжигание преследовало цель пресечения почитания могил и останков. Но со временем на месте казни появился крест, называвшийся Авакумовым. Аввакум канонизован старообрядцами.
В ноябре 1681 года Патриарх Иоаким созвал Собор русских святителей для рассуждения о делах раскола. Лучшими мерами были те, которые направлялись против самого корня раскола - народного невежества, которое предавало массы непросвещенного народа во власть злонамеренных расколоучителей.
В Москве раскольники подговорили стрельцов Титова полка "постоять за старую веру". Начальником стрельцов был князь Хованский, тайный приверженец раскола. По настояниям Хованского 5 июля 1682 года толпы раскольников с шумом ворвались в Кремль. Была зачитана вслух соловецкая челобитная. Возбужденный фанатиками народ грозно волновался.
Собор открылся в Грановитой палате. Раскольники по знаку Хованского вошли в палату с шумом, с образами, аналоями, свечами. Они подали челобитную. София приказала читать ее. Расстрига Никита Пустосвят дерзко и грубо пытался обличить патриарха и архиепископов. Невежды подняли неистовый крик: "Вот так, вот так!" - кричали они, подняв двуперстное знамение. Невежды возвращались из Кремля с криком: "Победили!" Наутро расстриге Никите, выданному стрелецкими выборными, была отрублена голова на лобном месте; товарищи его разосланы были по дальним монастырям, многие разбежались.
После этого мятежа в самих палатах царских правительство вынуждено было прибегнуть к самым строгим мерам для усмирения раскольников: раскол был совершенно запрещен в государстве; тех, кто перекрещивают совращенных, назначено казнить смертию, хотя бы они и покаялись; за укрывательство раскольников виновных бить кнутом и налагать на них пеню. Множество раскольников в отчаянии бросились за границу или укрывались от правительства в непроходимых лесах Севера и Сибири; самые рьяные изуверы сами стремились на казни, как на мучение за веру, или же сами себя сжигали в срубах; учение об очистительном подвиге самосожжения, которое проповедовал еще Аввакум, нашло себе множество последователей.
Между тем, раскол, отвергнув церковный авторитет и предоставленный самому себе, распался на множество толков. Прежде всего, вследствие отвержения православной иерархии между раскольниками возник трудный вопрос: откуда брать священников? Одни стали сманивать к себе пьяных и нищих попов, другие положили, что можно обойтись и без священства, предоставив все требоисправления выборным мирянам. Так возникли два основных толка в расколе: поповщина и беспоповщина, - которые, в свою очередь, распались на множество различных толков.
Внутри старообрядческого раскола вскоре началось интенсивное деление ввиду постоянных "богословских" споров: о перекрещивании совращенных из православия, о приеме беглых попов, о браке, об отношении к правительству и молитве за царя и т. д. Но все эти толки непримиримо относились к господствующей Церкви.
Беспоповщина разделялась на несколько отдельных ветвей. Архиеп. Филарет отмечает следующие толки:
самокрещенцы (или бабушкины);
феодосьевцы - в 1706 году беглый дьячок Феодосий Васильев составил в Новгородской области свою секту, особенно нетерпимую к Православию;
детоубийц - секта, рожденная крайне отрицательным отношением к браку;
филиппово согласие - беглый стрелец Филипп проповедовал своему окружению самосожжение;
пастухово согласие - секта, порожденная отрицанием филипповской теории самосожжения.
Список раскольничьих сект только по названиям может занимать довольно места. Перечислим еще некоторые: подрешетники, потемщина, акулиновщина, осиповщина, титловцы, перемазанцы, чернобыльцы, липоване, новокадильницы, суслово согласие и другие.
Высшей степени разделение русского народа по принципу старообрядчество-православие достигло во время петровской реформы. В действиях Петра раскольники находили все признаки пришествия антихриста: в титуле императора (читали: иператор) усматривали число 666, доказывали, что с учреждением Синода Петр принял на себя не только царскую, но и святительскую власть, стал истреблять остатки православия, учинил всенародное описание (ревизию, перепись), исчисляя живых и умерших, дабы никто не мог укрыться от руки его.
И, тем не менее, Петр не стал преследовать раскольников за их только религиозные воззрения. В 1714 году он дал им право гражданства при условии открытой записи в раскол. После этого преследования обрушились только на фанатичных расколоучителей и тайных раскольников. Духовные и гражданские власти неоднократно призывали раскольников к открытому диалогу.
Указом 1722 года велено было казнить раскольников за совращение хотя бы одного православного. В 1725 году была создана особая раскольничья Контора.
Указом 1727 года за совращение православных старообрядцев предписывалось отсылать на галеры, наказав предварительно кнутом и вырвав ноздри. С 1736 году виновных в распространении раскола решено было отсылать на тяжелые горные работы.
Указом 1745 года им запрещено было называть себя староверцами или скитниками, и им оставлено было одно название - раскольники. С этого же года раскольникам стали выдавать паспорта.
Борьбе с расколом посвятил свою жизнь святитель Нижегородский Питирим. Будучи сам прежде раскольником, он хорошо знал их правила и привычки и потому мог говорить с ними на их же языке. Он писал многочисленные письма и увещания. Успехи были настолько явны, что в 1715 году он доносил царю, что в его епархии только в двух уездах было обращено из раскола более 2.000 человек. К концу жизни Владыки Питирима (†1738) в Нижегородской епархии едва оставалось 2.000 раскольников, в то время как в 1716 году их было около 40.000.
В 1732 году Синод вновь отправил крепких в Православии людей в разные места распространения раскола. Наставления раскольникам писали архиеп. Феофан (Прокопович), Феофилакт (Лопатинский), Митроп. Арсений (Мациевич).
Закон строго запрещал раскольникам оставлять места, где они значились по переписи. Но они бежали. В глухие места и даже за границу.
В 1788 году раскольникам была предоставлена полная свобода. Отменены были особые их списки. Отменено и название "раскольники". Дозволено выбирать их на общественные должности.
Кроме старых средоточий - Поморье, Стародубье, Керженец (Нижегородская губерния), - много раскольников сосредоточилось на Иргизе (северное побережье Аральского моря). Образовались большие раскольничьи общины в Москве - поповская (Рогожское кладбище)ибеспоповская (Преображенское кладбище), феодосьевцев и поморцев (Покровская часовня).
Снисходительное отношение к расколу дало неожиданные плоды: в раскольничьей среде появились признаки примирения с Православием в форме единоверия. Началось это движение в конце XVIII века в Стародубье и на Иргизе. Чтобы не оставаться без таинств, раскольникам разрешено было ходатайствовать перед архиереями о получении законных священников.
В отношениях правительства к старообрядцам не было последовательности. В 1803 году в официальных бумагах вновь появилось обидное для них слово "раскольник". В 1820 году надзору полиции были поручены только беспоповцы (федосеевцы), среди которых обнаружены случаи разврата и детоубийства. В 1822 году государь дозволил поповцам открыто содержать часовни, запрещено было лишь строить новые.
При Николае I Кабинет министров в 1826 году предписал губернаторам не преследовать раскольников за совершение треб по их обрядам, а смотреть только за тем, чтобы они не совращали в раскол. Рядом мер старообрядцы вновь были ограничены в правах. Их общества признавались незаконными, крещение и браки - тоже. Им запрещено было строить и починять молитвенные здания. Пропаганда раскола была запрещена.
Александр III в 1883 году издал закон, по которому раскольникам предоставлялось больше прав и свобод.
Полная свобода вероисповеданий для всех конфессий (за исключением изуверских), в том числе и старообрядцам, дана была имп. Николаем II перед Пасхой в 1905 году.
В поповщине со временем стало одерживать верх примирительное начало. Основной формой примирения старообрядцев с Православной Церковью оставалось единоверие.
В 1851 году насчитывалось 179 единоверческих церквей, единоверческими стали несколько монастырей.
На сегодняшний день старообрядцы, в душе вполне, возможно и вероятно, склонные считать православных еретиками-никонианцами, в реальной жизни довольно миролюбиво относятся к православным верующим (но не к Православной Церкви).
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1558;