Преследование евреев

Второй группой, преследуемой Церковью и христиан­скими правителями, были евреи. Долгое время христиане не видели в евреях серьезной проблемы. До X века ев­рейские общины на Западе были немногочисленны и в основном состояли из купцов, которые в числе других пришельцев с Востока (ливанцев, сирийцев и т.д.) осу­ществляли большую часть той не слишком активной тор­говли, которая велась между христианским миром и стра­нами Востока. Церковь разрабатывает теоретические и практические принципы взаимодействия христиан и евре­ев. Исключение составляет вестготская Европа, где коро­левская власть и епископат создают законодательство с

1 Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001.


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 137

ярко выраженным антииудейским характером, которое Леон Поляков считал первоисточником антисемитизма. Но захват большей части Пиренейского полуострова му­сульманами привел к возникновению новой ситуации: теперь и евреи и христиане стали объектами более-менее терпимого отношения со стороны мусульман.

Карл Великий и его преемники не преследовали евре­ев, несмотря на то что те подвергались жестоким напад­кам со стороны Агобара, архиепископа Лионского. Хрис­тиане, вслед за святым Августином, относились к евреям, как предписано в LVIII псалме: «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и низложи их...». В таком отношении сочетались, не без лицемерия, определенная терпимость и даже покровительство (кото­рые, впрочем, объяснялись тем, что евреи превращались в живую память о дохристианском прошлом) и склонность гнать евреев и относиться к ним свысока. Когда в христи­анском мире устанавливается феодальный строй, евреи по статусу приравниваются к сервам. Это ограничение в пра­вах и привело к тому, что евреи попали под власть сень­оров, и в частности христианских правителей, и стали нуж­даться в их покровительстве. Правители же в основном колебались между терпимостью и покровительством, с од­ной стороны, и преследованием евреев — с другой. В част­ности, это относится к Папам, императорам и королям; например, Людовик IX (Святой) испытывал к евреям от­вращение и тем не менее считал себя их «епископом вне Церкви».

Еврейская литература Средних веков, как и христиан­ские тексты того периода, уделяла особое внимание леген­дарной фигуре Карла Великого. К тысячному году в гер­манских странах насчитывалось приблизительно 4 000 ев­реев, а веком позже, накануне первого крестового похода, их количество подошло к 20 000. Евреев иногда при­глашали ко дворам христианских правителей, чтобы спра­виться с некоторыми экономическими проблемами, если этого не могли сделать христиане, и даже наделяли их










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.