Еретики

Ереси сопровождали христианство почти с самого на­чала его истории; в то же время с развитием этой новой религии постепенно, в основном — посредством церков­ных соборов, определялась официальная доктрина новой Церкви. Параллельно ортодоксальной линии развиваются линии «особые» — именно от греческого слова с этим значением происходит «ересь»: они отличаются от основ­ной линии, и Церковь достаточно рано начинает их осуж­дать. Различия ересей — в отношении к некоторым дог­матам; например, были среди них такие, что не считали равновеликими три персоны, составляющие Троицу, кто-то не признавал в Иисусе божественной природы, а кто-то — человеческой. Другие еретические воззрения бросали вызов церковным устоям и носили ярко выраженный со­циальный характер, как, например, донатизм, развившийся в Северной Африке и резко осужденный святым Августи­ном. В эпоху Каролингов еще существовали еретические взгляды, касавшиеся Троицы, но вскоре после тысячного года появляется целая волна ересей, среди которых приня­то выделять ереси «ученые» и народные. Эту еретическую волну обычно объясняют либо стремлением верующих к большей чистоте нравов, либо всеобщей потребностью в переменах, которая будет удовлетворена григорианской реформой XI—XII веков. После длительного периода по­литической и социальной стабильности эпохи Каролин­гов, наступает период смуты и нестабильности, вызван­ных двумя факторами: во-первых, Церковь стремится из­бежать господства над собой светских властей, а во-вторых,



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


светские власти жаждут стать менее зависимыми от Цер­кви. Средневековое общество и культура основывались на влиянии Церкви, на ее господстве сразу и в сфере духов­ного, и в сфере земного. И ереси, которые посягают на это господство, становятся неприемлемыми для Церкви, а именно такие посягательства и происходят в Орлеане, в Аррасе, в Милане и в остальной Ломбардии в начале XI века. Движения протеста, остававшиеся в рамках ре­форматорства или перешедшие в еретические формы, были особенно сильны на юго-западе и юго-востоке нынешней Франции, а также в таких областях, как Лотарингия, Северная Италия и Тоскана. Рождается протестующая Европа. Церковь с трудом выбирает себе путь, который сочетает необходимое реформирование правил для священ­нослужителей и подавление ересей. Реформа жизни кли­риков включала в себя осуждение продажи должностей и церковного сана — симонии, а также требование соблю­дать целибат: тогда большинство священников жили в браке или имели сожительниц. Одновременно все боль­шее число мирян отказывается от участия в таинствах, совершаемых священниками сомнительной нравственно­сти, или вообще не обращается к священнослужителям. Некоторые еретики отказывались также поклоняться Распятию, а некоторые не принимали даже символ Крес­та. Под влиянием монахов клюнийского ордена Церковь придавала все большее значение молитвам, заупокойным службам и вознаграждению, которое получали клирики, совершавшие эти ритуалы. Это тоже вызывало протест большого числа мирян, которые отказывались соблюдать эти новые правила. Кроме того, протесты были связаны с кладбищами, которые миряне отказывались считать свя­тыми местами на том основании, что они были освящены Церковью. Еще миряне оспаривали монопольное право Церкви использовать Евангелие для служб и проповедей. Наконец, потоки резкой критики вызывало личное и кол­лективное обогащение священнослужителей. Вскоре Цер-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 133

ковь оказалась в положении осажденной крепости. Сна­чала она стремилась классифицировать ереси и дать им названия, чтобы проще было с ними бороться, однако за­частую Церковь называла ереси именами старых еретиче­ских течений времен поздней античности, о которых го­ворилось в древних текстах и которые сильно отличались от ересей, угрожавших Церкви в XI—XII веках. В основ­ном все ереси определяли тогда как манихейство, то есть радикальное разделение мира на Добро и Зло — иными словами, религиозный интегризм.

Атака на ереси готовилась известным институтом, имев­шим огромное влияние в христианском мире, — клюний-ским орденом, который, кстати, явился также организа­тором крестовых походов. Преподобный Петр, знамени­тый настоятель монастыря Клюни в период с 1122 по 1156 год, написал три трактата, обращенные против явле­ний, которые он называет великой угрозой, нависшей над христианским миром; эти тексты стали своего рода руко­водством по ортодоксальному христианству. Один из них написан в осуждение Пьера де Брюи, священника неболь­шой альпийской деревни, который отказался от причаще­ния и заупокойных месс и проповедовал неприятие Крес­та; другой трактат — первое в христианском мире вы­ступление против Мухаммеда, названного в нем колдуном, и его последователей; и, наконец, последнее сочинение направлено против евреев, которых автор клеймит как бо-гоубийц. После И 40 года Церковь предпринимает масси­рованное наступление, и, в соответствии с новыми кон­цепциями природы, ересь объявляется болезнью вроде про­казы или чумы. Церковь распространяет идею заражения ересью, которая превращает ересь в глазах людей в чудо­вищную угрозу.

На юге Франции особый смысл приобретает понятие «катар», что на греческом значит «чистый», — отсюда происходит немецкое Ketzerei (ересь). В 1163 году это дви­жение обнаруживается в Кёльне и во Фландрии. Ере-










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 573;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.