Почитание Девы Марии

В Средневековье в христианстве произошел настоящий переворот, связанный с невероятным размахом, которого в XI—XIII веках достигло почитание Святой Девы. По­клонение Деве Марии как Матери Божьей очень рано развилось в греческом православии. В западный христи­анский мир эта идея проникала медленнее: в принципе, Мария была объектом почитания с раннего Средневе­ковья, в том числе и в Каролингскую эпоху, но только в XI веке почитание Святой Девы занимает центральное ме­сто среди верований и религиозных практик христианского Запада. Культ Марии лежал в основе церковной реформы, происходившей с середины XI до середины XII века. Он связан с изменениями в ритуалах поклонения Христу и, в частности, с ритуалом евхаристии. Святая Дева — важ­нейшая участница Воплощения Христа, и она начинает играть все более существенную роль в отношениях меж­ду людьми и Христом. Она становится чуть ли не един­ственной защитницей человечества перед своим Боже­ственным Сыном. Большинство святых специализируют­ся на излечении каких-нибудь болезней или обладают определенной социальной функцией, Святая же Дева тво­рит чудеса любого рода. Она может взять на себя реше­ние любой проблемы, волнующей мужчин или женщин, и, больше того, решить ее. Она настолько тесно связана с идеей спасения, что ей приписывают весьма рискован-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 123

ные, чтобы не сказать скандальные, заступничества. Свя­тая Дева защищает преступников и грешников, даже если их преступления и грехи считаются непростительными. Она заступается за них, и Христос соглашается на просьбы своей Матери, пусть даже самые невероятные.

По моему мнению, отсюда следует, что Святая Дева приобретает совершенно особый, высший статус. Я счи­таю, что она становится чем-то вроде четвертой фигуры в Святой Троице. С ней связаны три главных христианских праздника: Сретение, Благовещение и Успение. Сретение, которое празднуют 2 февраля, заменило собой древний языческий праздник пробуждения природы и праздник медведя, выходящего из берлоги, оно символизирует бла­гословение женщины после родов и продолжает ритуал, существующий в иудаизме и соблюдаемый в течение сорока дней, начиная от рождения ребенка. Однако этот праздник, связанный, кроме всего прочего, со внесением Младенца Христа во храм, имеет и более важное значе­ние: это праздник очищения, в связи с чем встает пробле­ма, которая особенно волновала Церковь и христиан в XIV веке. Повинна ли Мария, как человек вообще и жен­щина, оскверненная беременностью и родами, в перво­родном грехе? Идея непорочного зачатия одержит верх только в XIX веке; но она, на мой взгляд, свидетельству­ет о том, что люди Средневековья были склонны возвы­шать Марию и придавать ей такой же статус, как и ее Божественному Сыну.

В день Благовещения (25 марта) Мария, а через нее и все человечество узнает о грядущем Воплощении сына Божьего; задается образец диалога между Святой Девой и архангелом Гавриилом. Это один из великих моментов в истории человечества и живописи: как показал Эрвин Панофски (Panofsky) в 1927 году, а за ним Даниэль Арас (Arasse), углубивший в 1999 году эту мысль, Благовеще­ние дало толчок изображению пространственной перспек­тивы, которую впервые в европейской живописи показал










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.