ВВЕДЕНИЕ. основы Европы нынешней, подчеркивался теорией, пред­ложенной несколькими христианскими интеллектуалами в XII—XIII веках



основы Европы нынешней, подчеркивался теорией, пред­ложенной несколькими христианскими интеллектуалами в XII—XIII веках. Это была идея перемещения средоточия власти и культуры с востока на запад: translatio imperii, translatio studii, что соответствовало переходу власти от Византийской империи к империи Германской и передаче знания из Афин и Рима — в Париж. Это движение куль­туры на запад, безусловно, сыграло свою роль в формиро­вании мнения о превосходстве западноевропейской куль­туры, которого придерживались многие европейцы буду­щих столетий.

Вопреки распространенному убеждению, эти представ­ления возникли не в первые века существования христи­анства. Конечно, в эпоху Карла Великого говорили о хри­стианской империи, но понятие «христианский мир» нач­нут использовать для обозначения территории, которая станет прообразом Европы, лишь во времена христиан­ских завоеваний XI века, после введения реформ, кото­рые получат название григорианских, когда начнет свою деятельность знаменитый клюнийский орден1 и родится идеология крестовых походов. Выражение «христианский мир» может привести к некоторой путанице. Никто не отрицает принципиальной роли христианства в создании Европы и в складывании уникального европейского созна­ния. Даже после того как в Европе распространились идеи Просвещения и светские взгляды, христианская основа, в явной или скрытой форме, продолжает играть важней­шую роль. Однако христианство было лишь очень суще­ственным и долгим эпизодом в истории, которая началась до появления христианства и продолжается параллельно с его упадком. Заметим еще, с целью показать относи­тельность всех наименований, что в эпоху крестовых походов мусульмане называли всех христиан франками,

1 Один из наиболее влиятельных и могущественных монашеских орденов Средневековья, центром которого было аббатство Клюни во Франции.



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


а у христиан, в свою очередь, бытовало слово «сараци­ны» — название одного из арабских племен, которое ви­зантийцы, а вслед за ними и люди с Запада, применяли ко всем мусульманам. Еще в ходу были такие названия, как «смуглолицые» (noirauds), или «мавры», от слова morisco, которым мусульман называли испанцы.

Если же мы хотим, как объявлено в заглавии книги, говорить о Европе, то следует прояснить историю самого слова «Европа», поскольку историки, как и средневековые клирики, считают, что явление определяется своим на­званием. Это показано в Книге Бытия; однако нельзя не заметить, что даже названия, которые казались самы­ми незыблемыми, со временем выходили из употребле­ния, — из этого следует, что личности и реалии, которые ими обозначались, тоже в каком-то смысле были преходя­щими.


ПРЕЛЮДИЯ: ЧТО БЫЛО ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

История Европы заставляет историка и его читателей изучать ситуацию в долговременной перспективе. В рас­смотрение должен быть включен не только период с IV по XV век (традиционные границы Средневековья): ведь, го­воря о первых контурах Европы, вырисовывавшихся в это время, важно держать в голове наследие предыдущих по­колений, которое Средние века передали будущему евро­пейскому сознанию. Большое значение Средневековья для складывания Европы отчасти объясняется тем, что оно не просто пассивно передавало дальше полученное насле­дие: в ту эпоху сложилось некое представление о про­шлом, и Средневековье осознанно и намеренно (хотя и прибегая к отсеву) сохранило существенную часть этого прошлого, чтобы взрастить на нем определенное будущее. Средневековье, особенно в представлении людей эпохи Возрождения, но также и в более широком смысле, было мостиком из античности. Современная наука достигла многого в исследовании доисторических времен, но для выяснения того, что именно Средние века передали буду­щему из доисторического наследия, нужны исследования, для которых я не обладаю достаточной компетенцией, да и места бы им в этой книге не нашлось. Скажу только, что некоторые из важных черт доисторического прошло­го Европы были воспроизведены в Средние века. Могу привести в качестве примера важную роль сельского


20 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

хозяйства (пусть даже основные агрикультурные навыки, известные тогда, сложились еще в древней Месопотамии), расцвет скотоводства, особенно в Средиземноморье, по­том — использование железа, которое привело к появ­лению способов обработки металла (в средневековую Европу их занесли варвары). На первых порах железо ис­пользовалось для производства оружия, в частности обою­доострого меча, на котором держались победы в захват­нических войнах; впоследствии же эта технология обеспе­чила средневековой цивилизации успехи в производстве не только вооружения, но и орудий труда.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.