Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годах
Последнее десятилетие царствования Александра вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева.
Для этого времени характерно сохранение либеральной фразеологии, при почти полном свертывании реальных преобразований. Отказ Александра от реформ был обусловлен победой в Отечественной войне, давшей неоспоримые аргументы консерваторам, отсутствием либерально настроенного окружения, тяжелыми личными переживаниями, связанными со смертью его дочерей и выпавшими на долю России испытаниями. Все больше угнетало Александра чувство вины за убийство отца. Кроме того, он боялся повторить судьбу Павла.
В 1815 г. Польше была дарована конституция. В марте 1818 г., на открытии польского Сейма (парламента), император пообещал ввести конституцию во всей России, когда народ будет готов к этому. Однако проект конституции Новосильцева («Уставная грамота Российской империи») так и остался на бумаге. Та же судьба постигла и весьма умеренный проект отмены крепостного права Аракчеева, предусматривавший постепенный выкуп государством помещичьих крестьян.
В 1816-1819 гг. закончилась отмена крепостного права в Эстляндии (Эстонии) и Лифляндии (Латвии). Однако это не имело серьезного значения для остальной страны.
С другой стороны все более заметными во внутренней политике становятся охранительные мероприятия. Так, начинается наступление правительства на автономию университетов. Общественная жизнь проникается идеями мистицизма и религиозности.
С 1816 г. (первые попытки делались и ранее) начинается создание военных поселений в Псковской и Новгородской губерниях. Их организация должна была воздать возможность для резкого увеличения численности армии в военное время и перевести армию на частичную самоокупаемость, так как в одном лице соединялись солдат и крестьянин. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1482;