Тема техники в философии Хайдеггера.
Хайдеггер говорит о техницизме как жизненной установке (направленной на манипулирование, овладение о распоряжение вещами), когда мышление становится техникой мышления. Этот техницизм, как отношение к миру порождает технику в узком смысле этого слова (какие-то механизмы, служащие для упрощения жизни). В самих по себе механизмах нет ни добра ни зла, а в этой жизненной установке есть (зло).
От века к веку человеческая мысль все больше становилась мыслью о том или ином сущем, подвергая забвению «вопрос о бытии». От века к веку своей истории человечество стремится забыть, что существуют не только вещи. У человека все меньше желания ставить последние вопросы, он устает спрашивать о смысле сущего.
По общему смыслу это близко с тем, что ранее говорил Маркс: по Марксу, в ходе истории мы наблюдаем все большее отчуждение человека от его собственной сущности, все его разнообразные отношения с миром стремятся свестись к отношению владения[1].
Маркс, как мы знаем, был безнадежным оптимистом, он полагал, что в будущем все проблемы будут решены. В преодоление кризиса европейской цивилизации (через преодоление кризиса рациональности) верил еще Гуссерль. А хайдеггеровское отношение к будущему аналогично ницшеанскому: человечество стареет, этот процесс можно задержать (может быть, даже временно обратить вспять), но, в принципе, он неизбежен.
[1] У Хайдеггера они стремятся свестись к отношению манипулирования. Разница – в оттенках (век уже не тот).
____________________________________________________________________________
Основные работы:
«Бытие и время» (1927)
«Кант и проблема метафизики» (1929)
«Что такое метафизика?» (1930)
«Исток художественного творения» (1935)
«Учение Платона об истине» (1947)
«Введение в метафизику» (1953)
«Путь к языку» (1959)
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 892;