Экзистенциализм. Экзистенциализм 20-го века - это не только кабинетная философия, предназначенная для специалистов, но и тип мировоззрения

Экзистенциализм 20-го века - это не только кабинетная философия, предназначенная для специалистов, но и тип мировоззрения, достаточно распространенный среди мыслящей части европейского человечества в соответствующий период времени. Пик влияния экзистенциализма – 50-е, 60-е годы 20-го века. Но нельзя сказать, что впоследствии экзистенциализм отошел в прошлое, стал историей, можно сказать, что его влияние уменьшилось.

«Мода» на экзистенциализм приходит на смену «моде» на позитивизм[1]. Распространение позитивизма было, прежде всего, связано с успехами науки в конце 19-го, начале 20-го века. Влияние же экзистенциализма во многом обусловлено тем опытом, который довелось пережить человечеству в 20-м веке (две мировых войны, особенно вторая, фашизм и прочие тоталитарные режимы; на этом опыте человечество убедилось, что он не столь добродетельно и разумно, как ему раньше представлялось). А так же – общим разочарованием в возможностях научного разума, пониманием того, что он не может решить все проблемы человеческого существования.

 

Предметом экзистенциалистской философии является человек, он ничего не говорит о мире (как природе). В отличие от философских концепций предшествующих эпох, экзистенциализм не предполагает онтологии (не пытается ответить на вопрос, «как устроен мир?»).

И это, можно сказать – крайнее проявление общей тенденции: философия к 20-му веку уже не в коей мере не мыслит себя как «науку наук» (некую метафизику, выясняющую посредством умозрения общие принципы устройства мирозданья, а затем сообщающую это знание конкретным наукам). Так же, экзистенциалистская философия не мыслит себя в качестве универсального введения ко всем возможным наукам (как ее понимал Кант, и как ее понимал Гуссерль).

В лице экзистенциализма, философия оставляет заботу о том или ином сущем (его познании и использовании) конкретным наукам. А за собой закрепляет только те вопросы, которые наука (по сути своей) не в состоянии решить: вопросы, связанные со смыслом человеческого существования (точнее, с возможностью поиска этого смысла).

 

Помимо Кьеркегора (основоположника экзистенциализма, жившего в 19-м веке), на экзистенциалистов 20-го века большое влияние оказала гуссерлева феноменология.

Можно сказать, они (по-своему это осмысливая) вполне радикально проводят феноменологическую редукцию: не существует абсолютной точки зрения, с которой нам все бы предстало, как оно есть, «мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди»[2] (то есть не боги, которые могли бы сказать нам, что есть добро, а что зло).

Но если гуссерлева мысль ориентирована гносеологически (он говорит о том, как сознание познает мир), то экзистенциалисты – этики (у них речь идет о том, как человеку поступать).

[1] Позитивизм – философия, ориентированная на науку. Для позитивизма характерна вера в то, что все проблемы, с которыми сталкивается человечество, могут быть, в принципе решены при помощи разума, истолкованного как научный разум (а так же, при помощи порожденной этим разумом техники).

[2] Строки из статьи Ж. П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

_____________________________________________________________________________








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1399;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.