Фундаментальная онтология
Хайдеггер называет свою концепцию «фундаментальной онтологией». Ясно, что слово «онтология» употреблено здесь совсем не в традиционном своем значении. В классической философии «онтология» - учение о бытии, о том, как на самом деле, независимо от нашего восприятия устроен мир. У Хайдеггера, ученика Гуссерля, такой онтологии быть не может. Его философия, если угодно, так же «субъективна», так же рассматривает мир с точки зрения конкретного человеческого субъекта.
Чтобы понять Хайдеггера, нужно прочитать слово буквально: «онто-логия», - «логос к бытию» (понимая «бытие» в вышеописанном хайдеггровском смысле).
- «Речь, обращенная к бытию»,
- «вопрошание бытия»,
- «диалог с бытием» (когда бытие (язык) уже нечто сказало, а человек отвечает)
Или даже «речь самого бытия»
Вот это вот отношение человека (присутствия) к бытию Хайдеггер и называет «фундаментальной онтологией». А «фундаментальная» она потому, что Хайдеггер полагает, что нашел некое основание, - основание более глубокое, чем все, о которых знали и говорили раньше. Это основание лежит не в мире, как внеположной сознанию реальности (не в мире как природе, как ее понимают философы 17-го, 18-го веков), а в человеке. Но глубже человека.
Хайдеггеровская мысль обнаруживает иную, новую глубину, пройдя сквозь человека. Глубину языка (некого языкового измерения нашего бытия). Язык антропомерен, зависим от человеческой деятельности, но он человеку не подчиняется.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1232;