Особенности трансактного анализа

Чтобы понять, что такое трансактный анализ и чем он отличается от других методов, нужно познакомиться с его основными философскими посылками.

Первый принцип трансактного анализа состоит в том, что все люди — хорошие (О-Кей). Он означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди.

 

·
Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким, какой ты есть;

·
Временами мне может не нравится твоё поведение. Но я не отождествляю твоё поведение с тобой. Ты — ОК, хотя твоё поведение иногда может быть не ОК[8, с.165].


Второй принцип трансактного анализа: каждый человек обладает способностью думать. Следовательно, на каждом лежит ответственность за принятие решения о том, чего он хочет от жизни. Человек ответственен за свои действия, за свои не-действия и за результат своих действий и своих не-действий[8]. Люди также способны осознавать свои действия и действия других людей и что-то делать для изменения. Эрик Берн был убеждён, что каждый клиент может измениться, если имеет ресурсы, информацию и поддержку. Информацию и поддержку клиенту даёт психотерапевт. Ресурсы у каждого клиента есть всегда, поскольку каждый человек обладает физисом (physis) — жизненной, природной энергией, побуждающей к развитию, росту, выздоровлению и совершенствованию[9]. Любой человек сохраняет свой физис в течение жизни, поэтому надежда на излечение и развитие должна быть даже в самых тяжёлых случаях.

Третий принцип транзактного анализа: человек может менять поведение и ситуации, которые его не устраивают, и свои ранее принятые решения, в том числе и те, которые он принял до того, как начал говорить.

Во взрослой жизни люди продолжают неосознанно использовать эти поведения и выполнять свои ранние решения. Человек неосознанно использует свои детские решения почти всегда. И особенно в моменты выбора. Человек выбирает жену/мужа, выстраивает свой бизнес, строит отношения с коллегами и друзьями и даже болеет, исходя из своих детских решений. И если в детстве это было необходимо для выживания, то во взрослой жизни часто приводит к неэффективному и даже болезненному результату. Люди ведут себя так, будто у них нет выбора и их поведение и реакции являются единственно возможными и естественными[12, с.67].

Именно человек несёт ответственность за свое поведение, чувства и решения. А значит, он же может их менять. Это справедливо и для детских решений. Если некоторые из детских решений о себе, других людях и мире во взрослой жизни приводят к нежелательным последствиям, человек может их изменить и сформировать другие, более благоприятные.

Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа трансактного анализа[13]:

 

1.
Контрактный метод. Он исходит из того, что пациент и терапевт находятся в равном положении. Поскольку оба принимают участие в процессе изменения, необходимо четко представлять долю участия каждого в этой задаче, поэтому специалист и клиент заключают контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет на себя каждая сторона.


2. Принцип открытой коммуникации. Согласно этому принципу, терапевт и пациент говорят на простом языке обычными словами. Это значит, что клиент может читать литературу по анализу. И более того, чем больше он информирован в теории, тем больший результат может быть достигнут в терапии. В практике трансактного анализазаписи терапевта доступны для клиента. Когда терапевт использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности, собственных проблем.

Трансактный анализ, как и вся теория психотерапии и консультирования, имеет свои ограничения. Иногда язык трансактного анализа отрывается от теории, что привело к тому, что трансактный анализ воспринимается подчас не слишком серьезно, но его эффективность доказывается многими данными. Как и другие теории трансактный анализ не всегда может противостоять неумелому анализу дилетантов или чрезмерно пользующимися своей властью специалистами.

Транзактный анализ – это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть изменен.

С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться – вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Работа обычно длится недолго: задача транзактного аналитика – освободить клиента от проблем как можно скорее.

В то же самое время кратковременная терапия не является единственным подходом в трансактном анализе. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течении длительного промежутка времени, что также возможно в рамках теории трансактного анализа.

Среди психологических подходов трансактный анализ уникален по глубине теории и широкому диапазону применения.

Во-первых, трансактный анализ — это теория личности, которая показывает как люди «устроены» психологически. Для этого используется трёхчленная модель, известная как модель эго-состояний. Она же помогает понять, как люди выражают свою индивидуальность в поведении.

Во-вторых, трансактный анализ включает в себя и теорию коммуникации, которая используется для анализа взаимодействий людей, анализа систем и организаций.

В-третьих, трансактный анализ содержит и теорию детского развития. Концепция сценария жизни объясняет, как в детстве происходит образование паттернов (образцов) поведения.

В-четвёртых, в рамках концепции сценария жизни трансактный анализ объясняет, почему люди продолжают использовать стратегию детского поведения во взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным и болезненным результатам. Таким образом, трансактный анализ является и теорией психопатологии.

Самая распространённая на сегодняшний день область практического применения трансактного анализа — анализ и «терапия» организаций[12]. Существует даже особое направление анализа — организационное, которое занимается проблемами групповой динамики, развитием персонала организации, анализом этапов развития организации, помощью в преодолении кризисов и застоев в организациях, управлением бизнес-процессами и мн. др. Специалисты трансактного анализа здесь называются оргконсультантами. Они работают в сфере бизнеса в качестве приглашённых, т.е. внешних, консультантов или являются сотрудниками департаментов развития человеческих ресурсов, служб персонала организаций и фирм.

Трансактный анализ является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге. В настоящее время в США и Западной Европе большинство бизнес-тренингов создаётся на основе трансактного анализа.

Трансактный анализ также широко используется в индивидуальной, семейной и групповой психотерапии. Здесь он используется как системный метод при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и заканчивая психозами).


 

Трансперсональная психотерапия

Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких, как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Термины «трансперсональная психология» и «Т. п.» были предложены в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Т. п. основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов.
Практически все варианты Т. п. включают 3 основных этапа: 1) обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории; 2) использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов; 3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже — во взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической психотерапии. Понятию «осознание» в Т. п. эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.
Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления, либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений (например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.
В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД и ее аналогами — с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического алкоголизма и неврозов.

Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Трансперсональной психотерапии указывают, например:

· Американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта"

· Швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями

· Итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном импсихосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения

· Американских трансценденталистов - Эмерсона и Торо

Лидерами современной Трансперсональной психотерапии являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии.

Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А .Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить.

Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика.

Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций.

Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение.

Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Можно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями.

Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических и психологических подходов на основе теории спектра сознания.

Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи. Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации.

В последнее время в трансперсональной психотерапии произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др.

Значение трансперсональной психотерапии еще и в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека. Далее мы приводим обзор основных методов трансперсональной психотерапии.

С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Поэтому кроме традиционных оздоровительных процедур - диета, спорт и т.д., обычно рекомендуемых при прохождении терапии, в трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств.

Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно, способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

Здесь важно подчеркнуть значение дыхания. Интеграция — это слияние части с целым. Во время процесса Дыхания человек убирает блоки, разделяющие единое сознание на дробные части, и ту часть, которая была блокирована, находилась в бессознательном, присоединяет к осознаваемой части, делаем доступной. Энергию этого блока можно использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Тем самым расширятся наше сознание. При этом структура, блокировавшая какую-то ситуацию, распадается, и вместе с ней уходит и стресс, связанный с этой ситуацией, например, с травмой рождения.

Мировая практика показывает, что дыхательная техника эффективна при лечении многих болезней, имеющих психогенную этиологию. К настоящему времени тысячи профессиональных инструкторов Ребефинга помогли десяткам и сотням тысяч людей со значительными физическими расстройствами, включая ангину, артрит, алкоголизм, наркоманию, хронический бронхит, диабет, расстройства пищеварения, эпилепсию, посттравматический паралич, повышенное давление, сексуальные расстройства и многие другие.

Среди людей, успешно прошедших через процесс, имеются страдающие практически всеми типами невротических и психотических расстройств и большинство этих людей добились значительного улучшения своего состояния за несколько занятий.

Техника дыхания является универсальной методикой лечения всех болезней. Это будет похоже на заявление прошлых столетий, что змеиное масло лечит от всех болезней и людей и домашний скот. Если думать, что болезни вызываются главным образом одним патогенным фактором, то будет логичнее отклонить версию “змеиного масла”. Но если разделять точку зрения, что причина любой болезни в конечном счёте проявляется через несколько основных физиологических процессов, то широкая эффективность техник дыхания станет легко объяснимой. Она оказывает влияние на два базисных процесса:

· Скорость, с которой тело строит и восстанавливает здоровую ткань, нормально выполняющую свои функции

· Скорость, с которой продукты метаболизма выводятся из клеток и органов тела

Жизнеспособность и хорошее здоровье непосредственно связаны со скоростью протекания анаболических и катаболических процессов. Чем быстрее мы заменяем старое и строим новое в организме, тем здоровее мы становимся. И чем быстрее мы выводим продукты метаболизма, тем легче поддерживать себя в хорошем состоянии. Гомеостатические механизмы тела работают удивительно хорошо, особенно, если мы не загрязняем свой организм ненужными веществами, например, токсинами, рафинированными углеводами, никотином или тяжелыми металлами.

Если мы не можем выводить из организма продукты распада и токсины как минимум с такой же скоростью, с какой они туда попадают, мы тем самым накапливаем эти вещества, чаще всего в жировых клетках. Постепенно механизмы тела выходят из баланса и, как результат, наступает болезнь. Одной из таких болезней может быть даже состояние, известное как старость. И, наверное, болезнь может быть остановлена, а старость отсрочена или частично обратимой путём снабжения организма достаточным количеством строительного материала, который он использует, и улучшая эффективность, с которой тело выводит отработанный материал.

В этой связи, важно отметить ту огромную роль, которую играет дыхание, не только в процессе получения кислорода, но и в процессе вывода продуктов метаболизма из тела. Только 3% из всех отходов тела выводится через дефекацию, и только 7% через уринацию. Через кожу выводится еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхается.Исследуя процесс дыхания, легко обнаружить, что большинство людей не дышат большую часть времени: они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Количество времени, затраченное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем паузы.

Дыхательные техники выступают в качестве естественного Механизма потому, что, когда мы поддерживаем связное дыхание в течение примерно часа, мы попадаем в состояние расширенного сознания, тем самым, получая доступ к старым образам и эмоциональным состояниям, подавленным в бессознательное. И продолжая состояние связного дыхания, можно достичь состояния, в котором подавление снимается, и эти образы перестают нести негативный заряд.

Можно предположить, что этот естественный лечебный механизм является эффективным в той степени, в которой он используется, то есть, так как большинство людей не дышат связно и осознанно, их дыхание не приносит соответствующего результата. Но этот механизм доступен в любой момент, нужно только преодолеть нежелание его использовать. В самом деле, наше сознание становится более цельным, нам не нужно тратить энергию для подавления этих ситуаций, в аналогичных случаях мы приобретаем полную свободу выбора, а разрушительные последствия, которые подавление приносит нашему телу и психике, устраняются.

Основная причина того, что люди не используют связного дыхания в своей сознательной жизни, заключается в том, что они привязаны к своим неприятным эмоциям и состояниям. Люди боятся их снять в силу того, что связывают эти состояния и эмоции с идеей выживания, что является следствием их рождения и жизни. Большинство не были зачаты, выношены и рождены в атмосфере спокойствия и любви — вместо этого их окружали негативные эмоциональные реакции. В истории человечества сама жизнь была тяжела для большинства людей, а любовь была окружена тревогой, а то и более тяжелыми эмоциями.

После этого становится не удивительным тот факт, что большинство из нас не стремится воспроизвести в памяти события, наполненные базисными импринтами, связывающими выживание с болью, задержанным дыханием, безпомощностью, безсознательностью и борьбой.

Очень трудно, если вообще невозможно, вспомнить эти базисные импринты, накопленные в нашем бессознательном, просто обращая на них своё внимание. Это происходит потому, что такие импринты несут очень большой негативный эмоциональный заряд, и приближение к ним пугает человека или причиняет ему боль, а в результате заставляет задерживать дыхание и избегать контакта с ними. Какова бы ни была эмоция, если только она не связана с приятным воспоминанием, она вызывает дисбаланс дыхания. Поэтому через дыхание возможно и исцеление.

Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения - созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами, разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений, описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи, не имеющие трансперсональной ориентации, рассматривают работу со снами как короткий и простой путь, ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал, обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть, обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному существованию.

Обучение медитации позволяет успешно дополнить развитие сознания человека, развить внимание и концентрацию. Практика медитации успешно дополняет трансперсональную терапию позволяя эффективно работать с состоянием тревоги, вызванным вытеснением в бессознательное важных для клиента переживаний.

Учитывая многообразие трансперсональной терапии здесь были приведены лишь наиболее часто применяемые методы работы и безусловно нужно учитывать, что их намного больше. Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие - трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы используемые в практике трансперсональной терапии.

Сейчас, когда общечеловеческие ценности становятся все более востребованны, недостаточно использовать только рациональные подходы в психотерапии. Восточная мудрость гласит: «Проблемы ума умом не решаются». Карл Юнг, один из первых, кто оценил важность трансперсонального опыта, писал: «Фактически приближение к нуминозному - это реальная терапия, и, поскольку вы достигаете нуминозных переживаний вы освобождаетесь от патологического страдания».

В письме основателю Общества анонимных алкоголиков он высказывал мысль, что: «Стремление к алкоголю было эквивалентом духовной жажды обретения целостности жизни на низком уровне». Позже эту гипотезу подтвердили исследования Кристины и Станислава Грофа.

По данным С. Грофа, основателя холотропного дыхания, у алкоголиков, которые начинают практиковать глубокое связное дыхание, резко снижается потребность травить себя вредными веществами. С. Грофом была проведена работа с группой алкоголиков. И после нескольких сеансов 52% испытуемых вообще перестали пить. Через месяц несколько человек сорвались. Но почти половина испытуемых стала трезвенниками. Так же были проведены исследования с людьми, которые имели пристрастие к героину. Третья часть пациентов была полностью реабилитирована, а ведь обычные методы позволяют добиться успеха только в одном случае из десяти.

Традиционные методы лечения наркомании - медицинская детоксикация и (или) психологическая поддержка рациональными методами психотерапии, являются мало эффективными, это подтверждает растущая статистика. Это объясняется многоуровневостью проблемы наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано нашими исследованиями, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - измененным состоянием сознания.

Потребность в измененных состояниях состояния (уход в иную реальность), изначально есть у каждого человека. В измененном состоянии состояния (ИСС) мозг человека работает в других режимах. В ИСС человек получает доступ к своим ресурсам. Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, получения знания, удовольствия. В конце XX века люди получают удовольствие через экстремальные состояния, занимаясь опасными видами спорта, входят в состояние транса, употребляя алкоголь и наркотики.

Достигаемые на тренингах состояния расширенного сознания близки к мистическим переживаниям, полным психодуховных и экзистенциальных открытий. Часто при помощи погружений в процесс связного дыхания человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой. Проходя стадии интеграции, личность человека становится целостной.

Методами трансперсональной психотерапии освобождение от разрушающих зависимостей проходит намного легче и быстрее, благодаря сакральным переживаниям и законному выходу за пределы эго.

 

 


 

Холистическая психотерапия

термин холистический (от англ.whole - целостный) может наделяться разным смыслом. Надо уточнить - что и с чем вы рассматриваете холистически (целостно), объединяете и связываете.

Холистический подход декларирует недостаточную эффективность изолированного изучения и коррекции индивидуально-биологических, психологических и социальных проблем, а так же изолированного применения отдельных направлений психологии и психотерапии.

Холистический подход учитывает взаимовлияние сфер жизнедеятельности человека: индивидуальной, семейной, профессиональной и различных уровней социальной сферы.

Схематически холистический подход можно представить как матрицу, где в левой вертикальной графе перечислены основные сферы психологических проблем и терапевтического воздействия: проблемы психофизического здоровья, семейные проблемы, профессиональные и социальные проблемы, проблемы творческой самореализации и личностного роста (эти сферы в свою очередь изучаются холистически, то есть в их взаимодействии и взаимовлиянии). А сверху по горизонтали следует перечисление направлений и методов психологических исследований и психотерапевтического воздействия (которые также рассматриваются в их возможной интегративной взаимосвязи).

Рассмотрим холистическое взаимодействие сфер:

Возьмем, например, такую проблему как алкоголизм. Мы его обозначим в сфере психофизического здоровья. Но нити от этой точки протянутся в сферу общения и в сферу творческой самореализации. Причем в разных случаях эти влияния будут первичны или вторичны. То есть, в каких-то случаях пьянство и алкоголизм будут первопричиной семейных осложнений и творческой самореализации. В других случаях первопричиной алкоголизма будут семейные и профессиональные проблемы. В дальнейшем проблемы в этих сферах будут усугублять друг друга. Эти же взаимосвязи следует использовать в психокоррекции, вытягивая одно через другое.

Работа холистического психотерапевта увловно подразденляется на взаимосвязанные блоки : диагностику и воздействие (коррекцию и личностный рост), которые в свою очередь проходят следующие этапы:

1. Первичная вербализация актуальной проблемы самим клиентом (далее

уточнение вместе с психотерапевтом).

2. Определение главной проблемной сферы-мишени.

3. Выявление связей с другими сферами (взаимоусугубление и «взаимовытаскивание»).

4. Первичная вербализация самим клиентом причин возникновения проблемы в данной сфере и в других сферах.

5. Уточнение причин с применением психодинамического, поведенческого, гуманистического, когнитивного, экзистенционального подходов.

6. Мультимодальная диагностика и анализ физических, эмоциональных и умественных нагрузок и состояний.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

1. Первичная вербализация. В большинстве случаев первое изложение клиентом своей проблемы бывает не совсем точным. Однако в отличие от классического психоаналитического подхода мы допускаем, что клиент может оценивать свою проблему со значительной степенью объективности. Что бы уточнить меру этой объективности мы, просим клиента предпринять несколько попыток все более четкой формулировки его проблемы. Однако в отличие от классического роджерианского подхода мы не только эмпатийно слушаем его, но и можем в случае необходимости задавать уточняющие и стимулирующие его самораскрытие вопросы. Такое уточнение может занять от одной до нескольких сессий.

2. Определение проблемной сферы-мишени. Совместно с клиентом (а точнее клиентом с нашей помощью) локализуется главная сфера актуальной проблемы: психофизическое здоровье, общение, самореализация (деятельность). Может оказаться, что проблема будет равно выражена в двух или даже во всех трех сферах.

3. Выявление связей с другими сферами. Проблема, обозначенная в терминах одной из перечисленных сфер обязательно будет оказывать определенное воздействие на другие сферы, а так же будет находиться под негативным или позитивным воздействием этих сфер. Эти взаимосвязи уточняются, доводятся до сознания клиента и вербализуются им с помощью терапевта.
4. Первичная вербализация причин возникновения проблемы. Клиент высказывает свое мнение о первопричинах актуальной проблемы. Эти высказывание (формулировки) также максимально уточняются. При этом холистически объединяются: гуманистическое слушание (но с возможным уточняющим вмешательством), психоаналитически-когнитивный подход с уточнением степени объективности видения клиентом причин проблемы (но с определенным доверием к его мнению), поведенческий подход (проблема рассматривается как реакция на стимул, который в свою очередь был реакцией на предыдущий стимул и т.д до первопричины). Может добавляться экзистенциальный анализ жизненных смыслов и ценностей клиента, как возможных прямых или косвенных причин проблемы.

5. Уточнение причин с применением психодинамического, поведенческого, гуманистического, когнитивного, экзистенционального подходов.

6. Мультимодальный подход позволяет наметить пути блокировки негативного взаимовлияния разных сфер жизнедеятельности (психофизического здоровья, общения и самореализации) и возможности позитивного целенаправленного взаимовлияния этих сфер. Намечаются конкретные программы деятельности в каждой сфере и в их холистическом взаимодействии.

Изначально холистический психолог и психотерапевт принимает гуманистическую клиентцентрированную установку, включающую:

- равные партнерские отношения сотрудничества с клиентом;

- веру в ресурсные возможности клиента к самостоятельному решению проблемы;

- умение вселить эту веру в самого клиента;

- эмпатийное слушание;

- умение подвести клиента к самостоятельному решению проблемы.

Холистический подход позволяет сделать некоторые отступления от традиционного гуманистического подхода. В частности, допускает в случае необходимости более активное вмешательство психотерапевта: наводящие вопросы и даже рекомендации, но не авторетарного, а совещательного характера, которые в конечном итоге должны инициировать собственную активность клиента в решении своей проблемы. Допускается положительное подкрепление (поощрение) правильных мыслей и действий клиента (это уже элементы поведенческой терапии).

При идентификации проблемы, уточнения ее места в конкретной сфере (психофизического здоровья, общения или творческой самороеализации), при анализе ее первопричины и взаимовлияния с проблемами в других сферах, применяется психоаналитическое «благожелательное недоверие», то есть стремление уточнить и скорректировать правильность видения клиентом своей проблемы, ее истинных причин и взаимосвязей с другими проблемами. Делается попытка выявить и учесть искажающее влияние механизмов психологической защиты Эго.

При этом одновременно применяется бихевиориальный подход, рассматривающий проблему, как реакцию на определенный стимул, который в свою очередь оказался реакцией на предыдущий стимул и т.д. по всей цепочке «стимулов-реакций» до значимой первопричины. Мы подчеркиваем слово «значимой», так как в холистическом походе мы можем позволить себе не идти без необходимости до самых ранних причин, а лишь до того момента с которого они начали свое активное воздействие на образование актуальной ситуации. Здесь поведенческий подход холистически соединяется с психоаналитическим так как первопричины причины могут быть неосознанны (искажены механизмами защиты) и будут нуждаться в выводе их на уровень сознания, включая катарсис и инсайт.

Одновременно при диагностике применяется когнитивный и эмоционально-рациональный подходы, то есть анализ мыслей, убеждений и эмоций клиента на предмет их рациональности, позитивности и саногенности. Когнитивный подход может кооперироваться с экзистенциональным с целью диагностики жизненных смыслов и ценностей.

Психоаналитическое воздействие идет параллельно с психодиагностикой, так как согласно З.Фрейду – выяснение и доведение до сознания пациента истинной причины его страданий освобождает его. Не делает абсолютно счастливым (что невозможно), а именно освобождает от невротического самообмана и позволяет обрести душевное здоровье. Однако, при холистическом подходе мы имеем право не ограничиваться выяснением причины страданий, а помочь пациенту научиться жить и действовать в реальном мире. Здесь могут быть добавлены упражнения из психосинтеза Ассаджоли и бихевиореальное научение соответствующим поведенческим техникам.

Психоаналитический подход соединяется с гуманистическим, если вытесненная из сознания причина рассматривается как блокировка или искажение пути личностного роста и задачей терапевта является устранение этой блокировки и поощрение раскрытия внутренних резервов личности. Однако мы считаем, что такой подход не должен исключать элементов научения поведенческим техникам.

Лазарус считал, что многие успехи психоанализа обязаны поведенческим техникам, которые предлагается осваивать пациентам. Холистический подход позволяет избежать подобных дискуссий, а просто соединить в целостном подходе к пациенту: установку на заложенную природой самореализацию с психоаналитическим подходом выяснения истинных причин проблемы и с когнитивно-поведенческим подходом обучения здоровым моделям мышления и поведения.

 

Коррекция психоэмоционального, энергетического и физиологического состояния человека методами холистической телесно-ориентированной терапии.

Для каждого человека характерны периоды повышенной утомляемости. В это время у него обычно отмечаются отклонения в психоэмоциональной и волевой сфере, повышается тревожность, агрессивность, заметно снижается работоспособность и эффективность выполняемой им работы. Вследствие накапливающегося нервного перенапряжения и эмоционально-стрессовых перегрузок человек становится раздражительным, утомленным, ослабленным и уставшим, у него может возникнуть состояние хронического стресса.

Если человек пребывает в подавленном состоянии длительное время, у него могут проявляться следующие симптомы: быстрая утомляемость, тяжесть, разбитость в теле, головокружение, мышечные боли в области спины, утомление в верхних и нижних конечностях. Иногда могут происходить вспышки слабо контролируемой агрессии, гнева и раздражения, может развиться депрессия, бессонница. Человек не может сосредоточиться на каком-либо деле, у него нарастают страхи и беспокойство, что усугубляет истощение нервной системы и всего организма. Создается порочный круг, из которого человек не видит выхода [10].

Такое явление называется «синдромом хронической усталости».

Первый признак недуга - потеря естественного позитивного эмоционального фона. У человека, страдающего синдромом хронической усталости, практически не возникает хорошее настроение, без применения дополнительных стимуляторов, позволяющих некоторым образом «подстегнуть» организм (спиртное, сигареты, еда, антидепрессанты, транквилизаторы и т.п.).

Обычно стимуляторы начинают принимать люди, у которых нет желания искать причины своих «внезапно возникших» проблем, и они идут по пути наименьшего сопротивления. Первое время препараты дают человеку некоторое облегчение, но их длительный прием может еще больше сказаться на здоровье - болезнь может усугубиться и пойти дальше в тело, в результате чего можно получить серьезную клиническую картину воспалительных процессов, новообразований, поражений органов, суставов, тканей и т.д.

Синдром хронической усталости может возникнуть у человека под воздействием самых разных причин, но чаще всего это происходит:

- у людей, остро переживающих за состояние своего здоровья, за свое будущее и свою жизнь;

- у людей, страдающих хроническими или часто повторяющимися заболеваниями;

- у работников умственного труда и людей, лишенных возможности нормально отдохнуть и отвлечься от работы;

- у людей, постоянно занятых решением какой-либо сложной проблемы, практически круглосуточно думающих об этой проблеме, без возможности как-то отвлечься и отдохнуть;

- у людей, нервная система которых на протяжении длительного времени испытывает сильное напряжение, у людей, находящихся под воздействием продолжительной стрессовой ситуации.

Проблемы, связанные с психическим здоровьем, обычно начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Тело является материальным отражением всех эмоциональных состоянии и потрясений, пережитых человеком. Подавляя свои желания и эмоции, человек прячет их в тело, неосознанно создавая при этом энергетические блоки, телесные и мышечные зажимы. Все эти блоки являются препятствиями на пути движения жизненной энергии, избавиться от которых самостоятельно человек практически не может.

Важную роль в исцелении человека играет холистический ("холос" в переводе с греческого означает "целостный") подход, при котором терапевтическая работа происходит сразу на всех уровнях организма человека - лечить человека лишь на физическом уровне недостаточно. Именно совместная работа с физическим телом пациента, с его эфирным и тонкими телами, с его Духом и Душой позволяет добиться быстрого и устойчивого результата.

В нашем теле находят отражение физический, интеллектуальный, эмоциональный и духовный планы. Оно всегда знает ответы на все волнующие нас вопросы – надо лишь уметь слышать и осознавать его сигналы. Через синтез тела, разума, души и духа, человек может обрести целостность, и это является одной из главных задач холистического подхода.

Возникает вопрос: Каким образом можно разблокировать скованную энергию, устранить блоки, телесные, мышечные и психологические зажимы? Можно ли без применения медикаментов за относительно небольшой промежуток времени уменьшить влияние стресса, повысить уровень жизненной силы, увеличить энергетический потенциал и избавиться от хронической усталости?

Чтобы избежать тяжелых последствий воздействия хронического стресса на организм, необходимо принять комплексные меры. Методы энергоинформационной медицины помогут обнаружить и устранить причины возникновения стресса, болезненного состояния, а так же проконтролировать эффективность комплексного лечения. Воздействие на тело методами телесно-ориентированной терапии позволяет добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, избавиться от груза психологических, эмоциональных и физических проблем, возникших на фоне различных психоэмоциональных срывов и повышенных нагрузок, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.

Воздействие на организм человека методами телесно-ориентированной терапии можно отнести к области психотерапии, психофизиологии, психологии, биоэнергетики и физиотерапии, которые являются методами немедикаментозной коррекции психоэмоционального и физического состояния, позволяющими регулировать и гармонизировать состояние человека на всех уровнях: физическом, энергетическом и информационном.

Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое. Телесно-ориентированная терапия – одно из направлений психологии и психотерапии, рассматривающее тело как основное отражение сущности внутреннего мира человека, состояния его души. Она ориентирована на: осознание и "освобождение" тела; познание его биологических и социально обусловленных реакций; возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов; работу посредством воздействия на тело, с состояниями сознания; достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента.

Официальная медицина признает тесную взаимосвязь душевного состояния человека и его психического и физического здоровья. Сторонники телесно-ориентированной терапии убеждены, что большинство всех психических заболеваний человека можно излечить посредством воздействия на его тело, поскольку многие психосоматические нарушения и болезни зачастую являются следствием существующих у человека телесных блоков и мышечных зажимов. Применение телесно- ориентированной терапии способствует осознанию и укреплению взаимосвязи между телом, душой и разумом.

Телесные практики берут свое начало в глубокой древности - направленные на достижение и поддержание здоровья, они существовали в таких направлениях, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, религиозные и бытовые ритуалы и т.п. Основоположники различных систем телесной психотерапии были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру. Многие известные терапевты на протяжении долгих лет работали над созданием целостного метода исцеления, объединяющего все аспекты нашей жизни - от психологического до духовного.

Практически все известные методы телесно-ориентированной терапии имеют общий исток, и разными путями позволяют привести состояние человека к гармонии. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Основоположником телесно-ориентированной терапии является Вильгельм Райх, австро-американский психоаналитик, психолог, психиатр и врач, один из учеников Зигмунда Фрейда.

Вильгельм Райх исследовал функцию и принцип действия жизненной энергии в ходе развития человека. Он обнаружил, что поток жизненной энергии блокируется в силу необходимости, если человек отстраняется от болезненных и тревожных чувств и опыта. При хроническом опыте подобного рода такие блокировки могут проявляться в поверхностном дыхании, в стесненной подвижности и в недостаточной живости. Они являются своеобразной защитой и служат для того, чтобы оградить человека от тревожных чувств. [11]

Райх одним из первых высказал мнение, что все невыраженные эмоциональные переживания не исчезают бесследно, а имеют конкретный результат, отпечатываясь в теле человека в виде образовавшихся мышечных блоков. Напряжение в мышцах со временем становится хроническим и приводит к образованию “мышечного панциря”, являющегося основой нарушения естественной жизнедеятельности человека и последующего развития невротических заболеваний. Если человек не предпринимает никаких действий для того, чтобы избавиться от своего “мышечного панциря”, то со временем его поведение становится абсолютно скованным и безжизненным. Впоследствии дальнейшего развития мышечного напряжения человек свыкается со своей участью и перестает замечать скованность, мышечный панцирь становится для него естественным.

Вильгельм Райх считал, что человеку по силам снять мышечное напряжение, свой “защитный панцирь” посредством терапевтического воздействия на область мышечного сжатия. Данная убежденность стала мощным стимулом для создания методик уменьшения мышечного напряжения отдельно для каждой из групп мышц, через воздействие на которые высвобождались соответствующие им скрытые эмоции и чувства. В последующем данные методики послужили началом глубокого анализа межличностных отношений с людьми и возникших как результат этих отношений эмоций и чувств.

Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией» [1]. Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры и высвобождали энергию. Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом.

Основатель биоэнергетического анализа (биоэнергетики) [1,2] Александр Лоуэн - известный американский психолог, ученик Вильгельма Райха. Используя творческий багаж своего учителя, Лоуэн создал собственный метод телесно-ориентированной терапии, имеющий ряд качественных отличий от практики своего предшественника. Александр Лоуэн считал, что раскрепощение тела приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, которую испытывает большинство людей.

Развивая концепцию «энергии», Лоуэн полагал, что «биоэнергия» участвует во всех жизненных процессах — таких, как движение, мышление и чувства. Биоэнергия – это единая энергия, заключенная в человеческом теле, которая проявляется и в психических реакциях, и в физических движениях. По мнению Лоуэна, отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблокированные страхом и потому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются. Все это, в конечном итоге, приводит к нарушениям энергетических процессов в теле, телесной скованности и неблагоприятному изменению психики.

Любой невроз – это искажение или нарушение отношений человека с реальностью. Единственной достоверной реальностью для каждого человека является его собственное тело. Можно предположить, что для того, чтобы вывести человека из состояния невроза, надо прежде всего вернуть его сознание в состояние единства с телом.

Биоэнергетический анализ является своеобразным способом преодоления внутренних конфликтов человека с помощью телесной работы, оказания помощи человеку в разрешении его эмоциональных проблем, повышения и реализации его потенциала для получения удовольствия и радости от жизни.

Биоэнергетика - это путь познания своей личности через язык тела и его энергетические процессы. Эти процессы тесно связаны с основными жизненными функциями. Соотношение баланса энергий, уровень жизненной энергии человека, качество использования внутренней энергии определяют реакции человека на разнообразные жизненные ситуации. Чем больше у человека есть энергии и жизненной силы, тем лучше, проще и эффективнее он справляется со сложными ситуациями.[1]

Биосинтез – направление телесно-ориентированной терапии, развиваемое Дэвидом Боаделлой и его последователями, которое опирается на райхианскую концепцию телесной терапии, теорию объектных отношений и на данные эмбриологии.

Дэвид Боаделла и другие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых листков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эктодермальный). [4,5,6]

Мышечный панцирь включает в себя и тканевый, т. к. из мезодермы развивается не только костно-мышечная, но и сосудистая система. Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: гипотонус (слабость и недостаток накопления и траты энергии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность). Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с распределением тканевой жидкости. Вялая работа сосудов ведет к нарушению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревматические боли, повышенное или пониженное артериальное давление, т. н. сердечные стрессы.

Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Здесь будет наблюдаться тенденция к хронической гипо- или гипервентиляции и к повышенной раздражимости кишечника. В крайних случаях эти нарушения могут выражаться, например, в астме и колитах.

Церебральный панцирь приводит к нарушениям биоэлектрической активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зрения и т. д. Наиболее тяжелым выражением церебрального панциря будет тенденция к навязчивому мышлению или к шизофреническим расстройствам мышления.

В каждом из «панцирей» проявляются нарушения здоровья на всех уровнях: соматическом, психическом и духовном. [5]

Термин «биосинтез» означает «интеграция жизни» - процесс развития и интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифференцируются в первые семь дней жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья.[4] Идея биосинтеза заключается в сохранении и поддержании психического и физического здоровья человека посредством сохранения гармоничного состояния жизненных энергетических потоков.

Моше Фельденкрайз назвал свой метод телесно-ориентированной терапии «Awareness through movement», что в переводе означает «осознавание через движение» [12]. Это метод самосовершенствования и личностного роста. Его основу составляет развитие навыков самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания, или «поверхностный кинестетический транс», в процессе выполнения ряда телесных и ментальных упражнений. Фельденкрайз называл это состоянием осознавания, связывая его с фокусированием внимания.

Движение рассматривается не как функция мышц, а как функция мозга. Мы не тренируем мышцы и не делаем упражнений - мы занимаемся исследованием собственных движений и расширением образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения. Избавление от психологических проблем и ограничений, гармоничное развитие или самоактуализация выступает как формирование "полного образа себя". При этом человек достигает уровня естественности и спонтанности, свойственного детям.

В процессе работы над самосовершенствованием используются невербальные функциональные состояния, которые представляют собой своеобразную паузу между словесно-оформленной мыслью и телесным действием - аналог «молчания ума», «состояния тишины» и «промежутка между мыслями», упоминающихся в духовных практиках Востока.

Вместе с древними духовными традициями, система Моше Фельденкрайза впитала в себя достижения современной физиологии нервной системы, иногда даже опережая их. Идея Фельденкрайза о целесообразности холистического (целостного) подхода к самосовершенствованию личности, не исправления отдельных черт характера, а "систематической работы над образом себя", только сейчас начинает раскрываться в современных методиках психотерапии.

БиоЭнергоСистемоТерапия (БЭСТ) Е.И. Зуева [13] – комплексный метод телесной терапии. Суть биоэнергетической системной терапии заключается в непосредственном воздействии на человека как на единое целое, включая разум, чувства и тело человека с целью развития человеческого духа. Особенностью методики БЭСТ является гармоничный сплав более чем двадцати видов массажа, получивших свое рождение и развитие в системах даосской, буддистской, китайской, тайской, индийской, европейской, славянской медицины и современных направлений психотерапии. В биоэнергосистемотерапии используются приемы классического, точечного, бесконтактного массажа, техник мануальной терапии, його- и психотерапии. Большую роль в использовании этих разнообразных приемов является растяжка.

Лечебное воздействие БЭСТ основывается на принципе функционального единства тела и психики. Работа ведется не только на телесном физическом уровне, но и на энергетическом, а также ментальном (мыслительном) уровне с чувствами и ощущениями пациента.

Танатотерапия Владимира Баскакова [7] - метод телесно-ориентированной психотерапии, оказывающий мощное релаксационное воздействие на весь круг психологических проблем человека и затрагивающий все виды телесности. В ее основе лежат целительные биологические реакции и естественные процессы саморегуляции организма человека, организующие и корректирующие баланс в теле. Главной целью танатотерапии является оказание специфической помощи в установлении контакта человека с процессами смерти и умирания. Танатотерапия моделирует реальную смерть через ее символическое представление – тотальное расслабление, сон, любое завершение, остановка и т.п.

Один из основных принципов метода можно представить так: «минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям». Применение танатотерапии позволяет оказать реальную помощь пациенту при психосоматических расстройствах, и получить значимые результаты при лечении остеохондроза позвоночника, бесплодия, депрессии, астении, шизофрении, наркомании, при работе с болями различного происхождения, при подготовке к родам, при работе со страхом смерти и другими страхами.

Тови Браунинг, много лет проработав массажистом, остеопатом и рефлексотерапевтом, предложила систему, объединяющую важные составляющие психосоматических концепций и техник, интегрирующую в себе телесно-ориентированную терапию Востока и представления глубинной психологии Запада [8]. В СНГ метод известен под названием холистический пульсационный массаж (палсинг). Метод представляет собой целостную систему и является профилактическим, терапевтическим и реабилитационным методом телесной терапии. Палсинг ориентирован на восстановление здорового ощущения жизни и повышение качества жизни человека, является отличным инструментом для выявления мышечных зажимов и энергетических пробок, связанных с перенесенными психологическими травмами, или мышечной броней (по В. Райху).

Холистический массаж способствует отвлечению сознания от рутины привычной деятельности с присущими ей напряженными мыслями и эмоциями. Его воздействие охватывает все тело пациента. В процессе массажа сознание пациента переключается на телесные ощущения – при этом отключается внутренний диалог, гиперконтроль ослабевает. Человек оказывается в мире успокоения, расслабления и вибраций и погружается в пространство своего тела. Спокойная и безопасная обстановка, релаксационная музыка помогают ему еще больше расслабиться и забыть о своих проблемах.

Терапевт легко покачивает пациента в ритме, близком к частоте сердечных сокращений младенца в утробе матери. При этом происходит глубокое расслабление нервной системы, осуществляется синхронизация ритмов работы органов и систем организма, а также всех планов: физического, эмоционального и духовного, что позволяет избавиться от накопленного стресса, уравновесить и гармонизировать общее состояние. При этом возникают ощущения надежности, защищенности и тепла, способствующие глубокому оздоровительному процессу.

Сама по себе техника - раскачивание - всем хорошо знакома. Мы качаем детей, чтобы успокоить их, иногда инстинктивно раскачиваемся сами при физических и душевных страданиях. У каждого человека и каждой части его тела есть свой собственный ритм и степень раскачивания, своя собственная скорость, с которой тело возвращается в исходное положение. Выполняя пульсационные движения, терапевт старается распространить вибрации по всему телу. Важный принцип пульсационного раскачивания – мягкость, ритм и непрерывное повсеместное движение.

Мягкая раскрытая ладонь терапевта покоится на теле пациента и постоянно поддерживает его. Нежные ненавязчивые прикосновения действует гораздо лучше и быстрее, чем множество слов. Нежность и тепло проникает в тело незаметно, исцеляя места, зажатые и заблокированные болью, устраняя телесные блоки и мышечные зажимы на физическом и энергетическом уровнях.

Огромное количество информации, воспоминаний и образов «записано» в теле человека. Это и напряжения в мышцах, и скованность в движениях, и невыраженные эмоциональные реакции, большую часть которых мы не осознаем. Во время сеанса терапии пациент может вспомнить эту «запись» и расшифровать ее. Осознав, какое влияние события прошлого оказывают на его настоящую жизнь, человек способен освободиться от этого влияния.

Непрерывность и плавность раскачивания во время сеанса играют важную роль, поскольку оказывают расслабляющее действие на всю мышечную систему организма, а также способствуют изменению состояния сознания пациента - приводят его к мягкому кинестетическому трансу. Чем мельче раскачивание, тем быстрее ритм движения тела. И наоборот, чем больше движение, тем медленнее ритм.

В ходе терапевтического сеанса уравновешивается нервная система, пациент успокаивается, его состояние гармонизируется, потоки энергии начинают идти равномерно. В процессе терапии снимается не только напряжение, которое человек может убрать, просто расслабив мышцы, но и неосознаваемое напряжение, которое не контролируется нашим сознанием и остается в мышцах во время и после сна, что не позволяет человеку расслабиться полностью.

Холистический массаж основан принципах мягкости, ритма и воды. Там, где есть жизнь – есть вода и движение. Все мы на 80% состоим из воды. Из водной среды в утробе матери мы появляемся на свет. Вода оказывает сильное оздоравливающее воздействие на человека. Во время сеанса холистического массажа, волнообразный ток жидкости в организме, многократно усиленный покачиваниями тела, создает у пациента ощущение того, что он находится в водной среде. Пациент может испытывать состояние полного комфорта и безопасности, подобное состоянию зародыша в утробе матери. Воспоминания состояния эмбриона - теплая вода, защищенность и радость сотворения являются характерными в этом методе.

Бывает, что в ходе сеанса пациенты отчетливо вспоминают забытые эпизоды своей жизни, порой их охватывает внезапное чувство радости, они начинают неожиданно смеяться или, наоборот, могут расплакаться. В результате высвобождаются подавленные эмоции, уходят стрессы, человек как бы рождается заново, но уже другим - свободным и открытым.

Практически все известные методы телесно-ориентированной терапии имеют общий исток, и разными путями позволяют привести состояние человека к гармонии.

Звукотерапия.

Чудотворное влияние звуков на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека известно довольно давно. Звук по праву занимает одно из главных мест в целебных практиках многих древних культур. Впервые об уникальном влиянии звуков на душу и тело человека было упомянуто в древних индийских писаниях








Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2936;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.083 сек.