Разновидности экзистенциальной психотерапии
В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:
§ Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
§ Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса.
§ Dasein-анализ (дазайн-анализ) Алис Хольцхей-Кунц.
§ Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.
§ Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.
§ Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.
Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.
Швейцарский врач-терапевт Медард Босс говорит, что Хайдеггер надеялся, что когда-нибудь «его мысли выйдут за пределы чисто философских штудий и станут доступны более широким кругам, в частности множеству страдающих людей». Его участие в семинарах Босса в 1946 г. было продиктовано именно этими соображениями. Однако когда его сочинения получили более широкое распространение среди психотерапевтов-профессионалов, произошло это скорее не по указанной причине, но из-за общего влияния экзистенциализма в пятидесятые–шестидесятые годы. В результате, хотя идеи Хайдеггера и признаются краеугольным камнем экзистенциальной психотерапии, обычно они воспринимаются в преломлении через более доступные сочинения Сартра и Камю.
— Гийон Ч. Аутентичность, нравственные ценности и психотерапия // Мартин Хайдеггер: Сб. статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. — СПб.: РХГИ, 2004. — 576 с.: ил. — (Личность в жизни и философии) — С. 397.
Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути (Cohen A. M., Smith R. D., 1976).
Термин происходит от позднелатинского existentia — существование. В известной мере все психотерапевтические подходы Э. п. имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии — философией существования, возникшей в XX в. как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.
Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора (Kierkegaard S.) феноменология — философия жизни. Различают религиозных экзистенциалистов: Ясперс (Jaspers K.), Марсель (Marsel G. О.), Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, и атеистических экзистенциалистов: Хайдеггер (Heidegger M.), Сартр (Sartre J.-Р.), Камю (Camus А.). Центральное понятие учения — экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть — человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Границы Э. п. точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее понимания. В узком смысле термин Э. п. обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла (Frankl V. E., 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление, крупнейшим представителем которого называют Мея (May R.).
В более широком смысле под Э. п. понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.
Часто в Э. п. включают дазайнанализ (анализ бытия, анализ существования) Бинсвангера (Binswanger L). Несмотря на использование синонимических слов в названиях обоих указанных направлений, образ мышления и состав понятий различны. В последнее время разрабатываются и современные подходы в рамках Э. п., которые включают индивидуальные и групповые лечебные и коррекционные технологии.
Эмоционально-образная терапия
Эмоционально-образная терапия – одна из современных ветвей психотерапии, а ее автор - Линде Николай Дмитриевич.
Мишенью этой терапии являются эмоции, точнее хронические и при этом негативные эмоциональные состояния, возникшие по тем или иным причинам, и порождающие нежелательные психологические и психосоматические симптомы. Средством же работы с эмоциональными состояниями служат образы (зрительные и другие), выражающие, с точки зрения клиента, его проблемные состояния. С помощью этих образов, в совместной работе с клиентом, терапевт анализирует причины, приведшие к возникновению хронического негативного эмоционального состояния, а потом помогает клиенту преобразовать негативное состояние в позитивное, мысленно воздействуя на соответствующий образ. Методы воздействия на образ не могут быть механическими, они достигают успеха, если ведут к искреннему и экологически правильному разрешению исходного конфликта. Субъективно клиент работает с образом, а реально - с самим собой.
Изменение эмоционального состояния ведет к исчезновению негативных психосоматических симптомов и проявлению позитивного самочувствия, а также к автоматическому изменению строя мышления и способов поведения. Практика – самая интересная тема эмоционально-образной терапии, поскольку именно на практике ярче видны особенности и преимущества метода. Можно долго рассуждать о том, гештальт это или не гештальт, а может быть это символдрама или НЛП, но когда вы читаете пример, то все становится понятным без долгих рассуждений, и тогда отпадает необходимость втискивать новое направление в рамки уже существующих схем. Особенно впечатляет реальное наблюдение за процессом эмоционально-образной терапии в терапевтической группе.
Когда, скажем, на ваших глазах, у клиента, находящегося на «горячем» стуле, после нескольких фраз терапевта вдруг открывается дыхание носом, который был заложен примерно 15 лет, которого с детства лечили разные врачи, но ничего не могли сделать! Когда у молодой женщины после 30 минут работы перестает болеть рука, которая болела 12 лет и врачи тоже не могли ничего поделать, и она на ваших глазах поднимает руку над головой, которую много лет не поднимала выше плеча. Когда молодая девушка, несколько лет безутешно сожалеющая о потере любви, постоянно находящаяся в субдепрессивном состоянии, после часа переговоров с терапевтом, способна вдруг сказать своей потере «прощай» и открыться новой жизни, и глаза ее сияют радостью! Это производит впечатление чуда! Причем достигнутый результат сохраняется и на всю последующую жизнь.
Говорить об этом как-то неловко, вроде ты претендуешь на славу волшебника. Многие слушатели и читатели не верят именно из-за этого «нереального» эффекта. Даже, когда у человека за 3 минуты разговоров проходит больная голова, он признает это, но добавляет: «Так же не бывает!» Многие студенты говорили, что это нужно не просто посмотреть, а испытать на себе, чтобы поверить. То есть характерным признаком эмоционально-образной терапии является то, что результат происходит в реальном времени, здесь и теперь, а не когда-то в будущем. Оговорюсь, что это не всегда так, порой исцеление идет мелкими шагами, с откатами на прежние позиции, очень длительно, по дороге выявляются все новые проблемы… Многие проблемы настолько «въелись» в жизнь и характер личности, что их невозможно так просто «развести». Кроме того, как бы мы не старались проблемы никогда не кончаются и терапией можно заниматься бесконечно, но при этом качество жизни постоянно улучшается, несмотря на то, что проблемы возникают вновь и вновь.
Наблюдая реальный процесс эмоционально-образной терапии, можно увидеть его основные отличия от прочих методов, понять его суть. Главное, что бросается в глаза, что в процессе этой терапии клиент представляет свои чувства или телесные переживания в виде каких-то совершенно спонтанно созданных образов. Образы он «рассаживает» на пустых стульях и разговаривает с ними, как будто это люди! Он задает вопросы собственным чувствам, которые как будто бы превращаются в реально существующие персонажи, хотя все окружающие понимают, что это только игра воображения. Он пересаживается с одного стула на другой, отождествляется то с одним образом, то с другим и сам отвечает от их имени на вопросы, которые задает терапевт. Все эти вопросы и пересаживания подчинены какой-то логике, которую наблюдатель не может сразу уловить, но которую знает терапевт, управляющий процессом. Вся эта работа проводится для того, чтобы выявить истинную причину, которую мы понимаем как внутренний конфликт некоторых психодинамических сил. Эта причина находится в подсознании клиента, и образы помогают разговаривать с этой областью его психического мира, которая недоступна для прямого словесного вмешательства и непрозрачна для его сознания.
После того, как причина выявлена, и терапевт наглядно представляет себе конфликт эмоций, он предлагает клиенту что-то сделать по отношению к тому или иному образу, или нескольким образам сразу. Клиент, по предложению терапевта что-то говорит образу, выражает ему какие-то чувства, отпускает его или наоборот, принимает его как часть собственной личности и т.д. Вроде бы он общается с собственным воображением, а на самом деле воздействует на собственные чувства, которые меняются в позитивную сторону, а внутренний конфликт исчезает. В итоге проблема решается, и нежелательные симптомы исчезают.
Приведу пример. «Паук на спине»
На одном из семинаров я предложил студентам показать свою работу. Студентка попросила решить ее психосоматическую проблему. Она испытывала постоянную и сильную боль в спине, это мешало ей нормально спать, в любой позе спина болела. Она обращалась за помощью к врачам, но врачи не смогли ей помочь.
Я предложил ей представить образ этой боли. Она увидела ее как огромного паука, сидящего на ее спине. Поскольку паук обычно символизирует мужчину, я высказал предположение, что у нее есть какая-то серьезная проблема в отношениях с мужчиной. Оказалось, что ее друг – наркоман, а она все пытается спасти его от этого пристрастия, но ничего не может поделать. Пытается разорвать с ним отношения, но тоже не в состоянии от него избавиться. Мы пробовали разные приемы, чтобы освободить ее от присутствия «паука» на спине, но ничего не помогало избавить ее от этой пагубной эмоциональной зависимости.
Она понимала, что ей все равно не удастся его спасти, что она приносит в жертву свое здоровье и судьбу, но почему-то «не могла» его отпустить. Тогда я предложил ей представить, что паук сидит на стуле, пересесть на этот стул, мысленно стать этим пауком и ответить от его имени на вопрос: «Нужно ли ему, чтобы его спасали и тащили на своей спине куда-то, куда, может быть, он и не собирается?» Отвечая за него, девушка поняла, что ему на самом деле спасение совершенно не нужно и поэтому он и сопротивляется. Тут же она смогла отпустить паука, точнее он «сам» исчез, а боль в спине прошла в тот же момент. Вечером этого дня она порвала все отношения с наркоманом. Через некоторое время встретила другого мужчину, вышла замуж, родила ребенка, живет счастливо. Спина с тех пор у нее никогда (по крайней мере, в течение 4-х последующих лет) не болела, но главный вопрос, который я ей задал, она помнит до сих пор. Эту историю она рассказала мне через 4 года после сеанса, о котором я даже забыл. Сеанс длился не более 20 минут.
Комментарий. Понятно, что разорвать мучительные отношения студентка не могла из ложно понимаемого чувства долга перед этим молодым человеком, она надеялась на какое-то чудо и боялась оказаться ответственной за его дальнейшее падение. Поэтому она не применяла приемы, которые предлагались ей изначально, искренне. Поговорив от имени «паука» она поняла, что он не нуждается в спасении и его дальнейшее падение предрешено его собственным желанием, она не несет за это ответственности. Она поняла, что тащит его на своей спине против его воли. Такое непосредственное осознание, которое не достигалось ранее никакими аргументами терапевта, позволило ей отпустить этого человека, перестать напрягать свою спину ради его спасения. Поэтому спина прошла сразу и больше не болела, а она смогла реально расстаться с этим человеком, избавиться от эмоциональной зависимости, реально отказаться от ложного чувства долга, которое и фиксировало проблемную ситуацию и создавало болевые симптомы в спине (точнее в плечевом поясе). Эта проблема может быть отнесена как к области психосоматики, так и к области эмоциональных зависимостей, обе задачи обычно составляют большую трудность для традиционной терапии.
Пример 2. «Порча»
Ко мне пришел на консультацию мужчина примерно 40 лет. Он считал, что страдает от порчи, лечился у многих экстрасенсов и истратил на это огромное количество денег. Я спросил его, а как он чувствует свою порчу? «Да она меня всего истерзала, всю грудь мне изнутри разорвала…» «На что она похожа?» «Это ужасный дракон, со страшными зубами и когтями, он терзает меня и мучает…» «Послушайтесь меня, я потом Вам объясню. Положите мысленно руку на голову этому дракону, погладьте его и скажите ему: «Я знаю, ты хороший!»
Мужчина сделал это и с удивлением сказал, что дракон заплакал! Я рекомендовал ему продолжать гладить дракона и повторять ему, что он хороший. Через некоторое время дракон превратился в маленького мальчика… Как выяснилось, мужчина всегда чувствовал, что мама его не любила. Он даже спросил ее несколько лет назад: «Мама, почему ты меня никогда не любила?» Она ответила: «Прости сынок, меня тоже в детстве не любили, у меня образовалось ледяное сердце, я не могу тебя любить». С тем он и ушел…
Я объяснил ему, что драконом был его Внутренний Ребенок, который сам страдал и тем самым мучил его. Он должен был полюбить этого ребенка, взять на себя заботу о нем, стать ему настоящим родителем. Он растерялся: «А почему я?!»
- Потому что больше некому… Или будем ждать, когда мама изменится?
- Нет, маму бесполезно ждать…
- Тогда остаетесь только Вы…
- Но я не знаю, как это сделать?
- Хорошо. Посмотрите на этого парня, он Вам нравится?
- Ну да, хороший парень…
- Тогда повторяйте мысленно за мной: «Ты хороший, я тебя люблю, я никогда тебя не брошу, ты мне очень нужен, ты всегда будешь в моем сердце…»
- А он мне не верит…
- А Вы что? Собираетесь его обмануть?
- Нет, конечно…
- Тогда повторяйте за мной: «Ты это я, а я – это ты. Я не могу тебя обмануть и не буду тебя обманывать, потому что ты нужен мне. Я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце, я тебя никогда не брошу и не предам…»
- Он стал улыбаться…
- Продолжайте: «Ты это я, а я это ты. Мы с тобой – одно. Я никогда тебя не брошу, я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце!»
- Тогда он бросился мне на шею…
- Очень хорошо, но все равно продолжайте: «Ты – это я, а я – это ты! Мы с тобой – одно. Я никогда тебя не брошу. Я позабочусь о тебе. Я тебя люблю, и ты об этом знаешь. Ты всегда будешь в моем сердце».
- Он сам как-то вошел в меня и растворился во мне…
- А как Вы теперь себя чувствуете?
- Как-то непривычно…
- Но хорошо или плохо? Порча есть или нет?
- (Растерянно) Нет… Порчи нет… Мне очень хорошо, просто летать хочется от счастья. А я с ума не сойду от этого?
- Нет, не волнуйтесь. Все потом «устаканится». Просто в первый момент освобождения это «ошарашивает», очень много свободы и энергии.
- Спасибо Вам огромное!
Он приходил еще раз через 2 месяца, и мы снова проработали ту же проблему, но немножко другими приемами.
Эти примеры могут дать представление о том, как осуществляется эмоционально-образная терапия, но не дает картины всех приемов и всех возможностей.
Опишем 10 основных этапов ЭОТ, которые иногда сменяют друг друга так быстро, что наблюдатель не успевает осознать смысл происходящего и ход мысли ведущего терапевта.
1. Начальная беседа (иногда мы называем ее клинической беседой). На этом этапе происходит очень многое, иногда за очень короткий период времени. Здесь выясняется запрос клиента, устанавливаются доверительные отношения, собираются важнейшие биографические данные о клиенте, выявляются основные нежелательные симптомы, создается первичная гипотеза, заключается контракт об основной цели работы.
2. Критическая ситуация. Клиенту предлагается представить, что он находится в той ситуации, внутри которой проявляются его нежелательные симптомы. Например, человеку, испытывающему страх в закрытом помещении (клаустрофобию), предлагается представить, что он находится именно в таком помещении, например в лифте. Его спрашивают о тех чувствах, которые он испытывает при этом. Цель этой процедуры – выявить чувства, но если чувства слишком сильны и такой эксперимент опасен для клиента, то ориентируемся на некоторый смягченный вариант ситуации. Если клиент и так способен описать свои чувства или переживает их прямо сейчас, то можно удовлетвориться этим.
3. Психосоматические корреляты чувства. Далее изучается телесное переживание чувства: где в теле оно находится и как именно ощущается? Например, страх в груди на ладонях, выражается в потении ладоней и ощущении щекотки, в груди – учащенное сердцебиение. Если долго и упорно спрашивать клиента о том, как именно он чувствует свои симптомы, то он непроизвольно употребляет образные выражения: «Как будто клещами схватили…», «Плита на грудь давит…», «В руке как засохшая ветка…»
4. Создание образа. После этого, клиенту предлагается представить, что его симптомы находятся на пустом стуле, стоящим перед ним. Его просят, если он еще не создал образ: «Придумайте, на что они похожи…Долго не мучайтесь. Первое, что пришло в голову, то и хорошо…» Если он уже на предыдущем этапе он придумал образ, то надо предложить представить, что образ оказался на стуле. Это помогает отделить чувство от субъекта и рассмотреть его более объективно. Это позволяет в дальнейшем пересаживать клиента на этот стул, просить его идентифицироваться с образом и отвечать от его имени на вопросы терапевта. Если клиент затрудняется с созданием образа, то можно предложить протянуть руки, сказать, какой он на ощупь… Подробные вопросы терапевта позволяют проявиться и визуальному образу. Можно применить и метод падающих слайдов, описанный в разделе: «Новые техники и случаи».
5. Исследование образа и диалог с ним. Образ несет в себе массу дополнительной информации, поскольку бессознательно клиент выражает в образе главные особенности своей проблемы. Опытный терапевт порой сразу же может разгадать суть внутреннего конфликта по описанию образа. Но в ряде случаев необходимо задать ряд дополнительных вопросов, создать еще другие образы, иногда только для того, чтобы донести до сознания клиента то, что терапевт уже понял. Для того, чтобы раскрыть бессознательное содержание образа терапевт может задавать вопросы клиенту о том, что образ чувствует или делает, может пересаживать клиента на соответствующий стул, чтобы стать в воображении созданным ранее образом и ответить на новые вопросы. Все это делается для того, чтобы проверить сложившуюся у терапевта гипотезу и довести до сознания клиента, скрытую от него в подсознании правду. Эта работа заканчивается, когда основной конфликт становится очевидным.
6. Коррекция внутреннего конфликта. На этом этапе наступает самое интересное и трудное – этап изменения негативных эмоциональных состояний и превращения их в позитивные. Мы накопили множество приемов такой работы, но надо слишком много рассказать, чтобы подробно рассказать обо всех (а их не меньше 30). Но необходимо еще убедить клиента сделать именно это по отношению к своим образам, а на самом деле по отношению к самому себе. Например, убедить его принять ту часть своей личности, которую он ранее отвергал.
7. Ситуационная проверка результата. Если работа на предыдущем этапе завершилась удачно, это сопровождается позитивными чувствами и изменениями в телесном самочувствии клиента. Но для того, чтобы убедиться в успехе, следует предложить клиенту представить, что он опять находится в критической ситуации, когда у него возникали соответствующие нежелательные симптомы. Например, в закрытом помещении. Если работа успешна, то клиент подтверждает, что больше эти симптомы не возникают. Дальше проверяет только жизнь.
8. Идентификация с образом. Если в результате терапии сохранился или возник позитивный образ той или иной части личности клиента, то ему предлагается принять этот образ в свое тело, чтобы он интегрировался с его личностью (как в некоторых фильмах душа входит в тело). Это делается для того, чтобы клиент окончательно принял новые чувства как постоянное свое качество.
9. Экологическая проверка. Клиента спрашивают, полностью ли он принимает те изменения, которых удалось добиться в работе, все ли вызывает у него удовольствие.
10. Подстройка к будущему. Клиента спрашивает, если он представит свою дальнейшую жизнь, может ли он представить, что живет по-новому, используя вновь приобретенные достижения? Если ответ положительный, на этом терапия заканчивается.
Изучение всех приемов и упражнений, предназначения каждого приема и других тонкостей возможно только на практических занятиях в рамках мастер-классов и семинаров.
ЭОТ показывает хорошие результаты:
1. при избавлении от психогенных болей разного типа;
2. при избавлении от аллергии и астмы, хронической заложенности носа;
3. при лечении нейродермита;
4. при коррекции других разнообразных психосоматических проблем;
5. избавлении от фобий и тревог;
6. освобождения от эмоциональных зависимостей и переживаний горя;
7. при избавлений от последствий психологической травмы;
8. при лечении логоневроза;
9. при решении различных личностных проблем;
10. при решении многих других трудно перечисляемых задач.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1389;