Архитектура русского модерна.
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получивший название стиля модерн. Модерн – синтез архитектуры, живописи и декоративных искусств. В скульптуре модерн проявился текучестью форм, особой выразительностью силуэта. В живописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям.
Этот стиль нашел отражение прежде всего в московском зодчестве, постепенно вырабатывая характерные признаки: отрицание симметрии; внимание к внутреннему декоративному убранству, которое строится на соотношениях гнутых форм и линий; создание архитектурных сооружений “изнутри – наружу”.
Ф. О. Шехтель (1859-1926) – московский архитектор, строит доходные дома, особняки, здания торговых фирм, фокзалы, где оставляет свой характерный подчерк. Еду свойственно органическое наращивание объемов, резной характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, введение в архитектурный декор стилизованное изображение лилий или ирисов, применение витражей, разной фактуры материалов, введение мозаичного фриза, поясов из поливных керамических плиток (Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве, 1900-1902; здание Ярославского вокзала в Москве, 1903).
Иногда традиции древнерусской архитектуры трактуются через приемы модерна (Казанский вокзал в Москве, 1913-1926, арх. Щусев; Старое здание Третьяковской галереи (1901-1906, арх. В. М. Васнецов).
Модерн получил развитие и в Петербурге. Архитектор Сюзор в 1904-1906 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Здесь земная сфера на крыше здания символизирует международный характер деятельности фирмы. В облицовке здания использованы ценные породы камня (граним, лабрадор), бронза, мозайка.
Но на петербургский модерн оказал влияние классицизм(особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге, 1911-1913 гг., арх. И. А. Фомин). Наиболее интересными выразителями этой тенденции стали Ф. И. Лидваль, Н. Ляличев, В. Щуко (гостинница “Астория”, арх. Ф. И. Лидваль).
В изобразительном искусстве к модерну близки “мирискуссники”, Врубель (“Сирень”, “Пан”), К. Серов (“Портрет Иры Рубенштейн”, “Похищение Европы”).
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1112;