Общество 36-ти художников и “Союз русских художников.

В 1903 г. возникло одно из самых крупных выставочных объединений начала века – «Союз русских художников». В него вошли на первых порах почти все видные деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, участниками первых выставок были Врубель, Борисов- Мусатов. Лицо «Союза» определяли преимущественно московские художники передвижнического направления, ученики Московского училища живописи ваяния и зодчества, наследники Саврасова, ученики Серова и К. Коровина. Многие одновременно выставлялись и на передвижных выставках. Экспонентами «Союза» были разные по мироощущению художники: С. Иванов, М. Нестеров, А. Архипов, братью Коровины, Л. Пастернак, Организационными делами ведали А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, В. В. Переплетчиков. Столпы передвижничества В. М. Васнецов, Суриков, Поленов состояли его членами. Лидером считался К. Коровин.

И. Э. Грабарь(1871-1960) создал пейзажи с лирическим настроением, тончайшими живописными нюансами, отражающими мгновенные изменения в подлинной природе («Сентябрьский снег»). Интерес Грабаря к разложению видимого цвета на спектральные, чистые цвета палитры роднит его с неоимпрессионизмом. При всем интересе к передаче света и воздуха в живописи мастеров «Союза» никогда не наблюдается растворения предмета в цветовоздушной среде. Цвет приобретает декоративный характер.

Виктор ЭльпидпфовичБорисов-Мусатов(1870-1905) – выразитель живописного символизма и один из первых ретроспективистов. Критики называют его «мечтателем ретроспективизма». Его произведения – грусть по опустевшим «дворянским гнездам» и гибнувшим «вишневым садам», по прекрасным женщинам, одухотворенным, почти неземным, одетым во вневременные костюмы, не несущим внешних примет места и времени. Картины напоминают гобелены, где пространство решены предельно условно и плоскостно, фигуры почти бесплотны. В произведении «Водоем» (1902) девушки у пруда погружены в мечтательное раздумье. Одно из своих полотен автор назвал «Призраки». На нем изображены безмолвные и бездействующие женские фигуры. Тоска по ушедшим временам роднит Борисова-Мусатова с художниками «Мира искусства», возникшему в 1898г.

Начало ”Миру искусства” положили встречи в доме А. Бенуа. Людей, собиравшихся там объединяла любовь к прекрасному и уверенность, что его можно найти только в мире искусства. В этом объединении участвовали почти все известные художники – Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, К. Коровин, Левитан, Нестеров, Рябушкин, Малявин, даже Ларионов и Гончарова. Огромное значение для формирования этого объединение имела личность Дягилева, мецената и организатора выставок, а в последствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за рубежом. Выпуск журнала ”Мир искусства” прекратился в 1904 г., но общность художников сохранилась. В 1910 г. выставочное объединение возродилось под тем же названием и просуществовало до 1924 г. Поэтому историки искусства разделяют ранний и поздний ”Мир искусства”.

Крупнейшие представители раннего ”Мира искусства” А. Н. Бенуа (1870-1966), К. А. Сомов (1869-1939), Е. Е. Лансере (1875-1946), Л. С. Бакст (1866-1924), М. В. Добужинский (1875-1957) известны не только как станковисты, но и как художники книги, мастера театрально-декоративной живописи. ”Мир искусства” не был замкнутой организацией. Среди мастеров раннего ”Мира искусства” оказались художники-москвичи В. А. Серов, К. АА. Коровин, М. А, Врубель и др. Сосуществование трех основных источников творчества – импрессионизма, модернизма и академизма – обусловило тот сложный сплав, который стал выражением русского варианта стиля модерн.

Многие ретроспекции мирискуссников внешне напоминают сюжетные картины академического рода, однако в них есть импрессионистическая острота пространственных построений, неожиданность жеста, позы, свойственная модерну парадоксальность «взаимоотношений» человека, архитектуры и пейзажа.

В 1905 г. мирискуссники организованно примкнули к «Союзу русских художников», но в 1910 г. после критического отзыва А. Н. Бенуа о художниках «Союза» группа бывших членов ”Мира искусства” официально вышла из состава «Союза русских художников».

”Мир искусства” при всем разнообразии взглядов далек от политической актуальности. Его мастера обращались к академическому искусству. Это связано и с обучением в Академии (Кустодиев Б. М., Яковлев А. Е., Шухаев В, И.) и сознательной опорой на академические методы (Серебрякова З. Е.). Представители ”Мира искусства” обращались в своем творчестве к петровскому времени (Е. Е. Лансере), времени правления Людовика XIV (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов). В картинах К. А. Сомова ощущается театральная демонстративность, несвязанность героев картины и окружения («Арлекин и дама»). М. В. Добужинский, напротив, изображает реальный город начала XX в. (Петербург, Лондон), создавая атмосферу предопределенности изображаемой сцены. Петербург – главная тема картин А. П. Остроумовой- Лебедевой (1871-1955), которая возрождает сложную технику гравюры по дереву («Ростральная колонна», 1912). Б. М. Кустодиев (1878-1927) в Академии учился у Репина, создает сказку из обычной ситуации (пастель «Дети в маскарадных костюмах»). С. Ю. Судейкин до вступления в ”Мир искусства” экспонировался в нескольких крупных выставках, в том числе и на выставке «Голубая роза» в 1907 г. Художник стремится сделать красивый предмет еще красивее, изображает цветы, фарфор, бронзу, зеркала. Серебрякова З. Е. (1884-1967) не получила специального художественного образования, но воспитывалась в атмосфере художественного творчества («Автопортрет в костюме Пьеро»). Она - дочь известного скульптора Е. А. Лансере и сестра одного из основателей ”Мира искусства” Е. Е. Лансере, племянница А. Н. Бенуа. Н. К. Рерих (1874-1947), усвоив опыт стиля модерн, делает поверхность холста декоративной, обобщает природные формы до орнаментальности («Никола», 1916). Г. И. Нарбут (1886-1920) – мастер книги, близко сошелся с Билибиным. (иллюстрация к басне И. Крылова «Котенок и скворец», 1913).

Внутреннее единство создателей обуславливалось общим представлением художника как творца, способного изменить мир. Они стремились к эстетизации окружающий среды, но в то же время им был свойственен пассеизм (бегство в прошлое). ”Мир искусства” – блистательный аристократический миф, проявление русского серебряного века в русской живописи, остров чистой красоты в противоречивом мире. Для ”Мира искусства” характерна интеллектуальная сложность живописи.

В 1903 г. возникло одно из самых крупных художественных объединений начала XX в. - «Союз русских художников». В него на первых порах вошли почти все видные деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов. Инициаторами создания общества являлись москвичи. В «Союзе» присутствовали те, кто одновременно участвовали и в передвижных выставках.: С. Иванов, М. Нестеров, А. Архипов, братья Коровины. Организационными делами ведали В. В. Переплетчиков, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов. Столпы передвижничества В. М. Васнецов, Суриков, Поленов состояли его членами. Лидером «Союза» считался К. Коровин.

«Союзники» в отличие от петербуржцев-графиков «Мира искусства» - в основном живописцы, обладающие склонностью к декоративности и использованию яркой палитры (Маливин). И. Э. Грабарь (1871-1960) пишет преимущественно сельский пейзаж в импрессионистической технике («Сентябрьский снег», «Мартовский снег»). К, Ф. Юон (1875-1958) – художник, которого привлекает облик старых русских городов, в частности Москвы («Троицкая лавка зимой»). Петербургский мастер А. А. Рылов (1870-1939) во многом продолжает развитие техники своего учителя Куинджи («Зеленый шум»).

В 1907 г. в Москве журналом «Золотое руно» была устроена единственная выставка художников-последователей Борисова-Мусатова, получившая название «Голубая роза».В картинах художников присутствует музыкальность ассоциаций, утонченность цветовых отношений. Ведущим художником «Голубой розы» стал Кузнецов П. Вокруг него еще в годы обучения сгруппировались М. Сарьян, Н. Сапунов, С, Судейкин, К. Петров-Водкин, А. Фонвизин и др. Ближе всего «голуборозовцы» к символизму. Отдельные черты символизма проявились в творчестве Врубеля, Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха, Чурлениса. Художники приобщались к символизму через поэзию А. Белого, А. Блока, через оперы Вагнера, Драмы Ибсена, Гауптмана и Метерлинка. В произведениях Кузнецова Павла Варфоломеевича воплощена концепция неоромантики – «прекрасной ясности». Чувствуются вневременные ноты. Экзотика Востока – Ирана, Египта, Турции – претворена в пейзажах Мартироса Сергеевича Сарьяна, которого называют представителем постимпрессионизма в России. После 1950-х гг. название выставки стало нарицательным для обозначения целого направления в искусстве.

В 1910 г. ряд молодых художников объединились в организацию «Бубновый валет»(П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн). «Бубновый валет»Выступил против тончайших нюансов символического языка «Голубой розы» и эстетического символизма «Мира искусства». «Бубновый валет» исповедовал четкую конструкцию картины, подчеркнутую предметность формы, интенсивные и полнозвучные цвета. Художники допускают упрощения в трактовке формы, иногда подражая лубку, здесь чувствуется тяга к примитивизму. («Звон. Колокольня Ивана Великого», А. В, Лентулов). Мастера видели свои истоки в сезанизме, кубизме, фовизме. Отмечена экспрессия контурного рисунка, стихийная праздничность красок, сочная, пастозная манера письма. Можно говорить о лирическом кубизме Фалька Р. Р.

Крайнее упрощение формы ощущается у М. Ф. Ларионова, одного из основоположенников «Бубнового валета», но уже в 1911 г. порвавшего с ним и организовавшего новые выставки «Ослиный хвост» и «Мишень». В 1913 г. Ларионов опубликовал свою книгу «Лучизм» – манифест абстрактного искусства, подлинными создателями которого в России являлись В. Кандинский и К. Малевич.

Многие из мастеров, близких к «Бубновому валету» входили в петербургскую организацию«Союз молодежи»(основана в 1909 г.). Помимо Шагала в «Союзе молодежи» экспонировались П, Филонов, К. Малевич, В. Татлин, Ю. Анненков, Н. Альтман, Д. Бурлюк, А. Экстер и др. Глава организации – Л. Жевердеев. Также как и «валетовцы», члены «Союза молодежи» выпускали теоретические сборники. Вплоть до распада в 1917 гг. «Союз молодежи» не имел определенной программы, исповедуя и символизм, и кубизм, и футуризм. Филонов ближе всего к футуризму, но проблематикой далек от него.

 

Таким образом, в начале XX века наряду с экспериментами абстрактных форм продолжали работать «мирискуссники», «голуборозовцы», «союзники», «бубнововалетовцы». Существовала струя и неоклассического искусства (З.Е. Серебрякова). Кузьма Сергеевич Петров-Водкин обращался к традициям древнерусской живописи. Картина «Купание красного коня» написана по ассоциации с Георгием-Победоносцем.

 

 

Лекция. Русское искусство после 1917 г. Новое искусство. Авангард. Архитектура конструктивизма. Неоклассицизм в советском искусстве. Творчество Жолтовского.








Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1875;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.