Архитектура начала XIX в.

В это время решаются большие градостроительные проблемы. В Петербурге завершается планировка основных площадей: Дворцовой, Сенатской. Интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом и даже архаическом варианте. Архитектура высокого и позднего классицизма обычно двухцветна – декоративные элементы белые, фон желтый или серый. Строятся театры, ведомства, конюшни, реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

В Петербурге работают А. Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт, 1806-1811 гг.), Тома де Томон, швейцарец (здание Биржи, 1805 г.), А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства, 1806-1823 гг.), К. И. Росси (Александрийский театр, 1828 г., Арка Главного штаба, 1819-1829 гг., Михайловский дворец (Русский музей), 1818-1825), В. П. Стасов (Павловские казармы на Марсовом поле,1817 г.).

Казанский собор – главное детище А. Н. Воронихина. Плуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного – западного, а со стороны бокового – северного фасада, образовала площадь в центре Невского проспекта. Горный институт (Горный кадетский корпус) имеет мощный дорический портик из двенадцати колонн, обращенный к Неве.

Тома де Томон изменил облик стрелки Васильевского острова, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям ростральные колонны – маяки, образовав вокруг здания Биржи площадь Сама Биржа имеет вид греческого храма на высоком цоколе.

А.Д. Захаров, перестроив старое коробовское здание Адмиралтейства, превратил его в ансамбль Петербурга. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады – крылья выходят к Неве. Архитектор сохранил замысел центрального шпиля.

К. И. Росси мыслил ансамблями. Так создавался Михайловский дворец (Русский музей). В оформлении Дворцовой площади (1819-1829 гг.) перед К. И, Росси стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный дворец Растрелли, монотонный классический фасад Главного штаба и министерств. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной Аркой, открывающей выход к Большой Морской улице. Как некогда Растрелли, Росси сам составлял систему декора, конструировал мебель, создавал рисунки обоев, а также возглавлял огромную команду мастеров по дереву и металлу, живописцев и скульпторов. Он постоянно сотрудничал со скульпторами Пименовым-старшим и Демут-Малиновским, авторами колесниц на Арке Главного штаба и на Александрийском театре.

В. П. Стасов – самый «строгий» из всех архитекторов. Он строил Павловские казармы на Марсовом поле, Императорские конюшни на набережной Мойки (1816 г.), собор Измаиловского полка (1828 г.). В. П. Стасов подчеркивал массу, ее пластическую тяжесть. Если он применял декор, то чаще всего это орнаментальные фризы.

В Москве работают О. Н. Бове (Большой театр, 1822 г.), Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев. О. Н. Бове участвует в решении градостроительных задач, где необходимо было соединить средневековую архитектуру с новой застройкой. Площадь с объектом Большого театра у ее основания, будучи как и петербургские площади одной из самых больших – имела московскую отличительную черту – она была замкнута, не входила в ожерелье площадей.

Почти всегда вместе плодотворно работали Дементий Иванович Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Д. И. Жилярди перестроил сгоревший во времена войны Университет (1817-1819 гг.). Особое обаяние русского ампира донесли до нас московские жилые дома первой трети XIX в. В них мирно сосуществовали торжественные аллегорические фигуры на фасадах с мотивами балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Здесь во всем царила композиционная живописность и динамика, в отличии от Санкт-Петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот Д. И. Жилярди; дом Хрущевых (ныне Музей .А. С. Пушкина).А. Г. Григорьева). Эти два архитектора способствовали распространению ампира по всей России.

К 1840-м гг. классицизм утратил свою гармонию, утяжелился и усложнился (Исаакиевский собор в Петербурге, строившейся Огюстом Монфераном 40 лет). В творчестве мастеров середины века преобладают стилизации: псевдоготика у Н. Л. Бенуа (Царские конюшни и вокзал в Новом Петергофе), барокко у А. И, Штакеншнейдера (дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге), древнерусского стиля у К. АА, Тона (храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве).








Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1167;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.