Живопись. Практическая направленность общественной мысли после реформ 1864 г
Практическая направленность общественной мысли после реформ 1864 г. (отмена крепостного права) внушила художникам веру в эффективность прямой критики действительности с целью устранения его вопиющих пороков.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) был очень чуток к изменениям общественного климата и его творчество в поворотных точках своего развития дает точные ориентиры для понимания эволюции русского искусства от 50-х к 80-м гг. XIX в Начиная с подробного «рассказывания» ситуации («Сельский крестный ход на пасхе», 1861) с обнаженной критикой и сатирической тенденцией, автор постепенно переходит к эмоционально-лирическому выражению конфликта («Последний кабак у заставы», 1868); от многофигурной композиции к двух и одно-фигурным («Проводы покойника», 1865). Соответственно вырастает значение отдельной человеческой фигуры с одной стороны, и пейзажа – с другой.
В 60-х гг. получает развитие жанровая живопись, центральная тема которой – критика обесценивания всех ценностей жизни, где все от религии до семейных уз стало предметом корысти. Так работают В. В. Пукирев («Неравный брак», 1862), Н. Неврев («Торг. Из недавнего прошлого», 1866), И. Прянишников («Порожняки», 1872), А. Л. Юшанов («Проводы начальника», 1864), Л. П. Соломаткин («Славильщики-городовые», 1872), В. Якоби («Привал арестантов», 1861), А. Морозов и др. Из бытового жанра выделяются портрет и пейзаж, удельный вес которых в 70-х гг. значительно возрастает. Картина И. Прянишникова «Шутники» написана по следам поставленной пьесы Островского и демонстрирует свою зависимость от приемов театральной режиссуры, влияние которой очень сильно в 60-е гг.
Получает развитие историческая живопись (Шварц) и пейзаж 50-70-х гг. (Айвазовский, Лагорио, Саврасов, Каменев, Клодт).
Развивается сатирический жанр. Н. В. Иеврев – главный рисовальщик сатирического журнала «Гудок».
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 813;