Структура знака
В семиотике и лингвистике нет общего мнения о том, какие элементы входят в знак и как они сооносятся.
Первое расхождение во мнениях касается ответа на вопрос о вхождении значения в знак. С точки зрения приверженцев билатеральной теории, знак без значения не существует, поэтому значение – неотъемлемая составляющая знака. Противопоставленная билатеральной унолатеральная теория строится на том, что знак материален, а значение – факт сознания, связь знака и значения является условной (договорной), а значит, знак и значение противопоставлены и значение не входит в структуру знака.
Второй вопрос, на который пока нет окончательного ответа, – как связаны означаемое и означающее?
Ч.Пирс выделял три типа знаков на основании различия связи между означаемым и означающим:
1) знаки-иконы, или иконические знаки, в которых означаемое и означающее связаны отношениями сходства. В качестве примера можно привести рисунок, характерный для учебника по математике (Рис. 2).
Рис. 2. Иконические знаки в учебнике по математике
На этом рисунке изображены велосипедист и пешеход. Это знаки велосипедиста и пешехода, при этом расшифровка значения возможна именно на основании сходства изображений с реальными объектами. Однако нужно отличать изображения для передачи информации (знаки) и изображения, выполняющие другие функции, например, эстетическую (не-знаки). К последним можно отнести декоративные искусственные цветы, которые являются заместителями настоящих, но не обозначают их, так как не передают о них информации. В языке к такому типу знаков относятся звукоподражания, у которых звучание похоже на обозначаемые звуки, например, «мяу», «хрю-хрю», «му», «кхе-кхе»;
2) знаки-симптомы, или индексальные знаки, у которых означаемое и означающее связаны причинно-следственными или условными отношениями. Так, если человек чихает, это знак-симптом того, что он болен. Знаковая функция симптомов довольно спорна, так как означающее здесь является признаком означаемого, а не результатом деятельности человека по передаче информации. Притворный кашель является знаком-иконой настоящего, причём ненавязчивость подобного рода способа привлечения внимания обеспечивается независимостью кашля как симптома болезни от воли человека, который кашляет. К знакам-симптомам в языке наиболее близки междометия, так как в большинстве случаев они имитируют (иконически) звуки, непреднамеренно сопровождающие изменение состояния говорящего: «ох» имитирует вздох усталости, смирения, в котором реально гласного нет; «ах» - вскрикивание по разным поводам, причём в реальном симптоме отсутствует согласный. Соответствующие звуковые комплексы речи: вздох, вскрикивание, «мычание», «цыканье», - несомненно можно считать индексальными знаками;
3) знаки-сигналы, или конвенциональные знаки, в которых отсутствует естественная связь (сходство или причина-следствие) между означаемым и означающим. Например, знак «→» не похож на направление, как не является и его следствием. Цифра «2» не похожа на соответствующее количество и также не является его следствием. Подавляющее большинство слов в языке – конвенциональные знаки. Например, последовательность звуков [стол] или букв «стол» не похожа на обозначаемый предмет или понятие и не является следствием соответствующего предмета или понятия.
Некоторые учёные, в частности М.В. Михайлов, в статье «Предел семиотики» считает, что знаком можно считать только знак-сигнал, то есть то, во что человек-отправитель вписал некоторое значение (знак не существует без значения и без отправителя). Все же остальные псевдознаки существуют вне зависимости от человека, поэтому красный закат как признак плохой погоды и отражение облака в озере – не знаки, так как нет человека, отправившего сообщение путем вкладывания значения. Означаемое и означающее связаны по природе, а не в результате кодирования.
А.В. Кравченко, дискутируя с М.В. Михайловым, утверждает, что значение – это единица опыта, следовательно, знаком является все то, во что воспринимающий человек вкладывает смысл, то, за чем для человека кроется нечто другое. Если опыт наблюдений подсказывает, что за красным закатом последует дождливое утро, то красный закат – не что иное, как знак; если человек смотрит на поверхность озера и видит в нём отражение облака, он знает, что если он посмотрит вверх, то увидит и само облако: опыт человека делает отражение знаком.
Несколько позже классификация Ч.Пирса была дополнена ещё одним типом – знаком-символом. Его отличия связывают, во-первых, с принципиальной многозначностью, а во-вторых, с тем, что означаемое такого знака является одновременно означающим другого знака. Представляется возможным утверждать, что принципиальная многозначность, равно как и «этажерочность», являются следствием того, что знак-символ обозначает не отдельное понятие, а понятийный комплекс. Например, «©» обозначает не какой-либо предмет, конкретное свойство, отношение или понятие, а 'защищенность предмета, на котором помещен данный знак законом об авторском праве'. Другой пример знака-символа, называемый «пацифик». Он обозначает не голубиную лапку (по сходству), которая в свою очередь обозначает голубя (по логической смежности), который обозначает мир (по сложноопределимым основаниям, в силу чего возникает многозначность), а то, что 'человек, который носит данный знак, является приверженцем идеологии ненасилия (сюда же в значения входят все основные идеологемы) и относит себя к субкультуре хиппи или сочувствует хиппи'.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2849;