Модели знака
Спорным как в семиотике, так и в языкознании остаётся представление о модели знака.
Одна из самых простых моделей была предложена Ф.де Соссюром (Рис. 3).
Рис.3. Модель знака, предложенная Ф.де Соссюром
В этой модели означаемое (понятие – обобщенное представление о предмете, свойстве или отношении) соотносится с означающим (акустическим образом, который является психическим отпечатком звучания) конвенционально. По Соссюру, языковой знак целиком и полностью идеален, поскольку понятие и образ являются объектами не реальной действительности, а сознания. В основном из-за этой модели знака, принятой структуралистами, языкознание вышло за пределы семиотики, которая считает, что знак должен быть материален. Несомненный плюс этой модели – точность области применения, это именно языковой знак. Минус модели Ф.де Соссюра, как и всего структурализма, – игнорирование аспекта речи в моделировании языка.
В самой семиотике в качестве модели знака используется семиотический треугольник (треугольник Огена – Ричардса) (Рис. 4.).
знак
понятие предмет
(сигнификат) (денотат)
Рис. 4. Семиотический треугольник
В этой модели, по сравнению с моделью Ф.де Соссюра, более точно устанавливаются составляющие плана содержания. Действительно, в речи мы называем словом не только понятие о предмете, но и сам предмет. Материальный знак обозначает одновременно понятие о предмете (сигнификат) и конкретный предмет, соответствующий понятию, (денотат). Недостатком же этой модели является то, что из неё не ясно, каким образом создаётся материальный знак и каким образом он расшифровывается. Почему, когда нам нужно обозначить направление, мы рисуем стрелку, почему, когда нам нужно назвать предмет мебели для сна, мы произносим именно «кровать», а не, предположим, «тумбочка»?
Для того чтобы человек мог соотнести некоторую последовательность звуков (букв или других элементов) с понятием или предметом (обозначаемым) в его сознании должен быть образ этой (материального означающего) последовательности, связанный с понятием, который назван в модели Ф.де Соссюра «акустический образ». Добавляя этот элемент в семиотический треугольник, получаем следующую модель знака (Рис. 5).
Эта модель позволяет чётко разграничить план выражения и план содержания, что очень важно для различения использования термина «знак» приверженцами унолатеральной и билатеральной концепций. Так, с точки зрения билатеральной концепции, знак включает в себя материальное означающее, образ означающего, денотат и сигнификат; с точки зрения унолатеральной, знак – это элементы плана выражения (материальное означающее и образ означающего), а значение – элементы плана выражения (денотат и сигнификат).
|
|
|
|
|
|
Рис.5. Четырехкомпонентная модель знака
Кроме того, приведённая модель позволяет соотнести языковой знак (образ означающего и сигнификат) и знак, реализованный в речи (материальное означающее и денотат).
Следует обратить внимание на условность связи материального означающего и денотата, поскольку, используя эту модель, знаковую деятельность можно представить так:
1) порождение знака: при необходимости обозначить некоторый предмет (денотат) человек определяет соответствующее понятие (сигнификат), далее – вспоминает образ означающего, подходящий для данного понятия, после чего по этому образу создаёт материальное означающее (произносит или пишет слово, рисует нечто, производит знаковое действие), то есть последовательно проходит цепочку «денотат → сигнификат → образ означающего → материальное означающее»;
2) расшифровка (интерпретация) знака: получая некоторое материальное означающее, человек соотносит его с одним из образов означающего, имеющихся в его памяти, после чего определяет соответствующее этому образу понятие и устанавливает предмет, который заменяет материальное означающее, то есть последовательно проходит цепочку «материальное означающее → образ означающего → сигнификат → денотат».
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 5388;