Системный анализ движения
Анализ движения используется для 2 двух целей: для описательной-диагностической и для образовательной-развивающей. Возможность более точно и разнообразно говорить о движении, которую дает анализ, нужна, в первую очередь, для профессионалов и требует хорошей подготовки. Для развивающих целей анализ выступает как расширение словаря и качеств движений.
На самом общем системном уровне внутри определенного контекста мы рассматриваем танец как динамический, подвижный баланс трех аспектов: Потока-Структуры-Присутствия.
Концепция трех аспектов танца, с одной стороны, является языком описания движения (основываясь на анализе движения Лабана), а, с другой, — интегративной метафорой характеристик личности. Системный анализ движения является стратегическим уровнем анализа, т. е.то есть это абстракции и обобщения достаточно высокого уровня, хотя и хорошо узнаваемые в опыте. Поэтому они используются для анализа достаточно большого массива данных (не по двум минутам движения, а по разным танцам, в разное время, под разную музыку).
Поток — динамическое эмоционально-энергетическое качество движения.
В отсутствие или при недостатке потока движение «"делается"», а не «"происходит"», случается. При избытке потока движение становится хаосом.
Поток характеризуется следующими шкалами: прерывистость-непрерывность, сила-легкость, ограниченность-полнота, а так же и эмоциональной окраской движения (субъективная и отраженно субъективная характеристика). Он Ссоотносится с эмоциональной экспрессивностью, вариабельностью поведения, отсутствием гиперконтроля и др.
Структура — пространственно-временная форма движения. «"Танец как бы вклинивается в пространство и время нашей повседневной жизни… У каждого отдельного движения свое течение времени, у танца в целом — тоже свое собственное время: о них можно говорить как о сотворенной протяженности и сотворенном времени… пространство и время — это отнюдь не вместилища, куда уложен танец. Они суть измерения создаваемой им видимости, присущие ей внутренне, и потому вместе с ней и возникают…"». (M. Sheets-Johnstone, 1980). Чрезмерное акцентирование структурного аспекта проявляется в шаблонности и ригидности движений и композиции танца, недостаток структуры ведет к чрезмерной хаотичности. Это понятие Ххарактеризуется соотношением центра (центров) движения и периферии, рисунком перемещения частей тела и всего тела (тел) в пространстве, законченностью-незаконченностью движений и композиции. В смысловом поле личности Структура представляет волевые и когнитивные характеристики личности.
Присутствие — это презентативная субъектность движения, явленность субъекта в движении., Оно определяется наличием постпроизвольного внимания (осознания), объемлющего пространственно-временное разворачивающееся единство танца. Присутствие — это такая характеристика танца, которой нет физических соответствий, она постигается только в феноменологии переживаний и отраженной субъектности (В. А. Петровский, 1996). Именно благодаря Присутствию, танец перестает быть только физической активностью, а становится трансформирующим процессом.
Баланс трех аспектов, как и любой баланс в живых системах, не является идеальной целью, а укоренен в контексте (что мы называем танцем, кто танцует, где, в каких условиях и с кем вместе танец происходит, предыстория и куда все это направлено). Вначале мы определяем контекст и его границы, а потом уже можем делать какие-либо выводы о самом танце и танцующем.
Анализ движения по Р.Лабану (LMA, Laban Movement Analysis) в таком случае становится тактическим (более диффериенцированным, ситуативным) способом описания, в зависимости от характера движения и целей мы можем использовать разные параметры, ограничится только одним, или взять несколько.
Подробнее рассмотрим положения, на которые опирался Р.Лабан и исторический контекст его работы. При этом мы опираемсяосновываемся на исследованиях Дж. Ходжсона и выбрали из LMA те положения, которые нам интересны нам в контексте ИТДТ.
Рудольф фон Лабан (1879–1958) — чешский хореограф, танцовщик и преподаватель, работавший со звездами современного европейского танца. Он изучал процесс движения не только в танце (народном и современном), но и в военном деле, на заводском конвейере и в повседневной жизни. Рудольф Р. Лабан основал школы танца во многих частях Европы, организовал крупномасштабные «“танцевальные хоры"» и много сделал для того, чтобы развить систематическое изучение движения (J. Hodgson & Preston-Dunlop, 2001990). Изучая основные принципы процесса движения, Р. Лабан разработал принятую во всем мире систему записи элементов движения, которая выполняет ту же роль, что и партитура в музыке. Он также создал систему анализа движений, которая носит его имя — анализ по Лабану.
Р.Лабан был защитником и распространителем танца как здорового контраста бессмысленным физическим ограничениям индустриального общества,и, хотя он сам не практиковал танцевальную терапию, его работа оказала большое влияние на развитие ТДТ в мире.
В США работа Р.Лабана была представлена Ирмгард И. Бартеньефф, танцовщицей, которая эмигрировала из Европы и стала работать физиотерапевтом в США. Центр Исследования Движения Лабана-Бартеньефф в Нью-Йорке — ведущий центр изучения движения. И. Бартеньефф оказал влияниеспособствовал на интеграцию интеграции Анализа анализа движения Р. Лабана с и танцевальной терапией терапии через сотрудничество с пионерами-танцтерапевтами в Бронкском Психиатрическом Центре в 1960-е гг. (см. I. Bartenieff & D. Lewis, 1980). Особенный интерес представляет сотрудничество И. Бартеньеффа с детским психиатром Джудит Дж. Кестенберг (J. Kestenberg, 1975). Дж. Кестенберг сотрудничала с Маргарет М. Малер в Вене прежде, чем они уехали в США в 1930-е гг. Позже она встречалась в Лондоне с Анной Фрейд, которая развивала продолжала работу своего отца, Зигмунда Фрейда, занималась с детьми и изучала развитияе эго.
Вот Ннекоторые положения анализа движения:
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2263;