Социально-философские взгляды Х. Абовяна и М. Налбандяна
Хачатур Абовян родился в 1805 году. В 1836 году окончил Дерптский (ныне Тартусский) университет. Вернувшись на родину с тем, чтобы посвятить себя педагогической деятельности, Абовян встретил враждебное отношение со стороны реакционного армянского духовенства и царского чиновничества, так как он выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. Творчество Абовяна имело огромное значение для национальной литературы. Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Он был первым армянским детским писателем. Хачатур Абовян выступил со своими произведениями в то время, когда армянская литература была проникнута религиозным духом, когда многие клерикалы стремились искусственно оживить омертвевший древнеармянский язык грабар. Произведения Абовяна написаны на современном языке - ашхарабаре, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. Абовян - автор первого армянского светского романа «Раны Армении» (1841 г., опубликован в 1858 г.), посвященного трагической судьбе армянского народа и его освободительной борьбе в период русско-иранской войны 1826-28 годах. Он показал тяжкие страдания армян под властью иранских поработителей. Основная идея романа, оказавшего большое влияние на широкие слои армянского общества, - утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Залог национального, политического и культурного возрождения своей родины Абовян видел в укреплении дружбы русского и армянского народов. Абовян также написал научно-художественные произведения «Открытие Америки», «Книгу рассказов», сборник басен «Развлечения на досуге» (опубликован в 1864 г. ), цикл «Баяти» (опубликован в 1864 г.). Он переводил на армянский язык произведения Гомера, В. Гете, Ф. Шиллера, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова и др. Хачатур Абовян - основоположник новой армянской демократической педагогики. Выступал против средневековой клерикально-схоластической системы воспитания и обучения. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения «Предтропье» (1838 г.), учебник грамматики русского и армянского языков и роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей» (напечатан в 1941). Абовян первым в Армении начал заниматься научной этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор.
Микаэл Налбандян родился 2(14) ноября 1829 г. В 1855-58 годах учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-60 годах сотрудничал в московском армянском журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). В годы революционной ситуации в России 1859-61 годов Налбандян под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» первым из армянских писателей перешел на позиции революционного демократизма. В 1860-62 годах совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг армянского журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество «Партия молодых». В Лондоне сблизился с А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, М.А. Бакуниным и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания «Что нужно народу» (программа будущей «Земли и воли»). В памфлете «Две строки» (1861 г.) провозгласил свое политическое кредо посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде «Земледелие как верный путь» (1862 г.) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 года, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформенной России видел в крестьянской революции. Микаэл Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением. Микаэл Налбандян зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов «Одному слово, другому невесту» (1858 г.), «Вопрошение мертвых» (1859 г., не окончен), «Дневник» (1858-60 гг.). В крепости создал антирелигиозную поэму «Похождение праотца» (1864 г., опубликована в 1903 г.). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах «Слово об армянской письменности» (1854-55 гг., опубликовано в 1895 г.), «Критика» (1858 г.), «Национальный театр в Константинополе» (1861 г.) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мертвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и реакционеров.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1043;