Татевская школа философии
Татевская школа - школа армянской философии, основанная в г. Татеве (Сюникская обл.) в 1345 Иоанном Воротнеци. Расцвет Татевской школы относится к последней четверти 14 в.; ее упадок начался со смертью Григора Татеваци и к началу 20-х гг. 15 в. в результате турецкой оккупации Сюникской обл. Татевская школа прекратила существование. Представители Татевской школы (помимо И. Воротнеци и Г. Татеваци – Аракел Сюнеци, Фома Мецопеци и др.) занимались философией и богословием, грамматикой и историографией, математикой и естествознанием, музыкой и живописью. Идейные предпосылки возникновения Татевской школы – логика и гносеология Аристотеля, философия Давида Анахта и Анании Ширакаци, философские традиции армянского Возрождения 10–13 вв., а также – движение т.н. униторов – сторонников объединения римской и армянской церквей.
Основной вопрос философии решался Татевской школой идеалистически. В гносеологическом же аспекте природа признавалась первичной по отношению к человеческому сознанию; главный атрибут материальной природы – движение. Вопрос о возможности познания природы решался Татевской школой положительно. Одна из центральный филоских категорий, разрабатываемых Татевской школой – категория пространства, которое, согласно Воротнеци, «определяется телом, ибо нет тела без пространства, равно как нет и пространства без тела». Категории причинности, случайности, предопределения и свободы воли рассматривались Татеваци, который в познании причинных связей видел возможность для научного предвидения. Случайность, по его мнению, связана с необходимостью. Исходя из объективного характера случайного, представители Татевской школой отрицали принцип божественного предопределения. В борьбе с фатализмом Татевская школа не ограничивалась ссылками на объективный характер случайного, противопоставляя фаталистическому детерминизму принцип свободы воли.
Вопросы логики разрабатывал Воротнеци, в работах которого номинализм и материалистические тенденции «Органона» Аристотеля получили свое дальнейшее развитие.
Татевская школа претерпела эволюцию от теологии к материализму, ее основные представители внесли оригинальный вклад в историю армянской материалистической гносеологии и логики.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 860;