Философская система Давида Анахта (6 в.)
Давид Анахт (Непобедимый, конец 5 в. – 1-я пол. 6 в.) – армянский философ, объективный идеалист. Учился в Александрии и Афинах. Примыкал к неоплатоническому направлению александрийской школы античной философии. Впоследствии вернулся в Армению. Философия Давид Анахта, изложенная в сочинениях «Определения философии», «Анализ» и др. на идеалистической основе сочетает учение Платона с учениями Аристотеля и Пифагора.
Теория познания Давид Анахта испытала воздействие гносеологии Аристотеля. Признавая возможность познания мира, Давид Анахт считал, что процесс познания совершается в двух формах – чувственной и рациональной – и имеет пять восходящих ступеней: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Из них ощущение, воображение и необоснованное мнение образуют опытное и эмпирическое знание; воображение, обоснованное мнение и размышление – искусство; размышление – научное знание, а разум, являющийся высшей ступенью познания, служит основой филос. знания.
Основной труд Давид Анахта – «Определения философии» – направлен против скептиков школы Пиррона и релятивизма Кратила. Доказывая правомерность и необходимость филоского знания для нравственного совершенствования и житейской практики, Давид Анахт с позиций объективного идеализма критиковал субъективизм скептической школы. Интерпретируя определения философии, данные Пифагором, Платоном и Аристотелем, Давид Анахт приходил к собственному понятию философии. Поскольку все сущее подлежит познанию, то и философия как наука о сущем имеет право на существование. Философия, по Давиду Анахту, разделяется на теоретическую и практическую, что соответствует различным сторонам деятельности души. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, которая опирается на практические нужды человека. Целью теоретической философии служит постижение всего сущего. Она состоит из 3 частей: естествознания, математики и теологии. Однако конечной целью философствования является практическая философия, ведущая человеческой души к добродетели. Человек, по Давиду Анахту, наделен свободной волей и в равной мере способен и к добру и к злу. Целью философии в целом является, согласно Давиду Анахту, указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию. В учении о душе Давид Анахт, развивал неоплатоническую концепцию, рассматривая тело как «темницу души», ее временное убежище. Логика Давида Анахта включает «иалектический» метод, который образуется из четырех форм: разделяющей, определяющей, доказывающей и анализирующей. Эту градацию Давид Анахт обосновывал тем, что все сущее может быть разделено, определено, доказано и проанализировано. Логические категории, согласно Давиду Анахту, возникли из практических потребностей людей. Рассматривая проблему соотношения единичного и общего, Давид Анахт считал реальным существование и единичного, и общего, однако реальность общего, согласно ему, дана «не сама по себе, а в нашем мышлении», имеющем в своей основе существование объективных вещей. В армянскую средне-вековую философию, связанную с теологией, система Давида Анахта внесла светское, античное начало.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2307;