Рунические камни. Древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры
Древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры. Время и место возникновения этой общегерманской системы письма до сих пор остаются дискуссионными. Нет согласия в этом вопросе и в «Старшей Эдде»: согласно «Речениям Высокого» Один заплатил собственными страданиями на дереве Иггдрасиль за то, чтобы получить руны, тогда как «Песня о Риге» утверждает, что, что руны принадлежали богу Ригу, который научил их сына хёвдинга, предка первого викингского конунга. Таким образом, в различных регионах Скандинавии существовали различные альтернативные версии появления рун и связанных с ними обычаев.
Руны были широко распространены среди различных германских племен, среди памятников эпохи Великого переселения народов и времени Варварских королевств есть немало вещей, украшенных руническими надписями. По всей видимости, именно распространение рун среди готов подвигло арианского епископа Ульфиллу к переводу евангелий на готский язык. В последующее время латинская графика вытеснила руны из употребления, хотя в народной культуре Швеции они сохранились вплоть до XVIII-XIX веков.
Рунические камни из Хуннестада (гравюра из книги Оле Ворма)
В одной из своих книг изданных между 1510 и 1519 годами шведский первопечатник Пауль Грис написал свое имя рунами. Некоторые исследователи считают этот факт рождением рунологии. Другие же полагают, что рождением рунологии стало первое упоминание рун в научной литературе: в 1554 году Иоханнес Магнус приводит готский алфавит, как он назвал руны в «Gothorum Sveonumque Historia» («Истории готов и свевов»). В следующем, 1555 году его брат Олаф Магнус опубликовал рунический алфавит в «Historia de Gentibus Septentrionalibus» («Истории северных народов»). В 1599 году шведский антиквар Иоханес Буреус издал первый сборник рунических камней «Runokenslones lerespon». В 1643 году датский антиквар Оле Вормопубликовал рисунки многих найденных им рунических камней в книге «Monumenta Danica», а также обнаруженный им на Готланде рунический календарь. Любопытно, что целый ряд рунических камней с тех пор был утрачен и изображения в «Monumenta Danica» стали единственным источником доступным современным специалистам.
Большой интерес рунические камни вызвали во второй половине XIX века, в это время они сыграли большую роль в становлении национального самосознания скандинавских стран. Многие камни, хорошо сохранившиеся до нашего времени, известны лишь по фотографиям 1920-30-х годов и научным публикациям начала 1940-х. С тех пор крупномасштабные и систематические исследования рунических камней практически не проводились. Вполне возможно, что основной причиной такого отношения к викингскому наследию было то, что рунические камни использовались в пропаганде национал-социалистической Германии как символы торжества арийского духа. Такой сомнительной чести удостоился, например, камень Эрика Победителя(шведского короля X века), открытый в 1796 году на раннесредневековой линии укреплений Данневирке. Хотя с тех пор объем знаний о викингском времени увеличился, а археологические раскопки предоставили много материалов о быте и социальных институтах викингов того времени. Кроме того, раскопки открыли значительное число новых рунических и рисуночных камней, которые расширяют источниковедческую базу.
Образовавшуюся лакуну заполнили разного рода мистики и оккультисты, рассматривавшие рунические камни как «места силы». Во многом скандинавское неоязычество и мистицизм были скопированы с британских и американских образцов типа «New Age», что затрудняет выявление элементов скандинавского язычества в народном фольклоре: настоящие реликты языческого миросозерцания оказываются в тени псевдознаний, вычитанных из оккультной литературы современных авторов. То же можно сказать и о популяризации рун и язычества в скандинавском роке: яркие современные формы затеняют оригинальные местные образы и вытесняют оригинальный фольклор.
Положение стало изменяться к лучшему лишь в начале 2000-х годов, когда в научных кругах возродился интерес к руническим камням. В это время в ряде скандинавских университетов были сформированы исследовательские группы по созданию специализированных баз данных. Ныне такие базы существуют в Норвегии, при Уппсальском университете. Также были созданы универсальная база рунических текстов, включающая в себя, в частности, ранние надписи на римском импорте и электронная библиотека «Рунеберг», аккумулирующая научную рунологическую литературу, многие содержащиеся в ней книги давно стали библиографическими раритетами. В 2003-2006 годах Михаэл Лерхе Нильсен, Рикке Стенхольт Олесен(университет Копенгагена), Лизбет Имер и Мари Стоклунд (Национальный музей) в рамках трехлетнего гранта провели исследование более 100 рунических камней и сформировала базу данных о датских рунических камнях. К 2009 году были улажены все юридические и технические вопросы, связанные с онлайн-публикацией базы данных и системы поиска в базе данных. В настоящее время в базе содержится более 900 надписей и она постоянно пополняется. В нее внесены не только надписи, найденные на рунических камнях Дании, но и Шлезвига и других скандинавских стран. Система поиска снабжена удобным англоязычным интерфейсом, обеспечивающим поиск по определенным параметрам, например, по части текста. Наряду с раритетными фотографиями 1920-40-х годов представлены современные фотографии.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 745;