Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте

Творчество Сандро Боттичелли отличается переходным характером, так как знаменует переход от раннего к высокому Возрождению. В его работах еще нельзя почувствовать того художественного синтеза, который отличает живопись Рафаэля. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV в.: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории [Арган 1962: 37–49].

Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). Венера и три грации символизируют земную любовь и три степени душевной склонности влюбленных. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики [Дунаев 1977: 57–84].

Плоскостной и декоративный стиль Боттичелли «балансирует» между линеарным орнаментализмом поздней готики и музыкальной пластикой римского рельефа. Персонажи античной мифологии и литературы иносказательно представляют современников художника, близких аристократическому придворному кругу Лоренцо Медичи, иногда затрагивая сферу христианского религиозного символизма.

Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»

Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др.).








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 970;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.