Графика Боттичелли
Боттичелли обращается к «Божественной комедии» как иллюстратор в 1492–1497 гг. и предлагает два основных принципа изображения. Один из них включает средневековые художественные тенденции, другой – античные.
Средневековые традиции проявляются прежде всего в пространственной концепции миниатюр. Традиционное изображение загробного мира в средневековом искусстве может быть сведено к формуле «концентричность-секторность-ярусность». Боттичелли часто прибегает к этому принципу. В рисунке к Песне XXVII, описывающей мучения дававших лукавые советы, фигуры Данте и Вергилия изображены дважды как бы в разные моменты времени. Путешественники неоднократно переходят через концентрические мосты, разделяющие различные «ячейки» ада.
Другим важным средневековым элементом изобразительного языка Боттичелли является традиционная для искусства интернациональной готики образность: это каноническое изображение Рая в виде сада с молодыми деревцами, элементы готической фантастики и др. В изображении Земного рая Эвнои («Чистилище», Песнь XXVIII) художник представляет бестелесные парящие фигуры среди тонких частых вертикалей весенней рощи.
«Великой жажде обойти дозором
Господень лес, тенистый и живой,
Где новый день смягчался перед взором,
Я медленно от кручи круговой
Пошел нагорьем, и земля дышала
Со всех сторон цветами и травой».
Мотивы готического гротеска можно проследить в иллюстрации, описывающей путешествие на змее-Гереоне («Ад», Песнь XVII).
«Он ясен был лицом и величав
Спокойством черт, приветливых и чистых.
Но остальной змеиный был состав.
Две лапы, волосатых и когтистых;
Спина его, и брюхо, и бока –
В узоре пятен и узлов цветистых».
Античные элементы в иллюстрациях Сандро Боттичелли продиктованы текстом Данте. Например, когда Данте пишет о «Колодце гигантов» («Ад», Песнь XXXI), он объединяет мифологические и библейские образы, помещая в одном круге ада гигантов, восставших на богов, и царя Нимврода – строителя Вавилонской башни.
Новаторский подход художника проявляется в композициях, созданных вне существующих традиций. Так, в одной из иллюстраций, посвященной Раю («Данте и Беатриче в Раю»), мастер изображает две парящие фигуры в абстрактном диагональном пространстве. Неустойчивость композиционного решения, сочетание стилизованных орнаментальных мотивов и конкретики придает изображению оригинальность. Интересно, что подобное совмещение абстракции и конкретики, фантастики и натурализма характерны и для литературного языка Данте, который легко переходит от сложной аллегории к реалистическому повествованию. Данте так описывает свою возлюбленную:
«В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облачена
В зеленый плащ и платье огне-алом» («Рай». Песнь ХХХ).
Стиль миниатюр Боттичелли может быть связан как с традициями средневековой книжной миниатюры, для которой в некоторых случаях была характерна линеарная трактовка, так и с иллюстрациями научного трактата.
От миниатюры графические произведения Боттичелли отличает отсутствие связи с текстом. Средневековые кодексы, иллюминированные линией, как правило, представляют собой стройный и продуманный до мельчайших деталей ансамбль. Так, в Утрехтской Псалтири строгая архитектоника унциального письма контрастирует с каллиграфической «скорописью» миниатюр, которые, составляя с текстом единое целое, воспринимаются как его органическая часть.
От иллюстраций научного (или ремесленного) трактата работу Боттичелли отличает отсутствие в его графике функционального начала, так как важную роль в иллюстрациях к «Божественной комедии» играет самодостаточная эстетика рисунков. Вместе с тем, связывать миниатюры Сандро Боттичелли с традицией иллюминированных трактатов правомерно, так как текст Данте, напоминающий во многом богословский трактат, способствует созданию соответствующих рисунков.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1149;