Продуктивность экосистемы МСА.
Прежде, чем приступать к разбуру следующего персонажа, зададимся другим вопросом.
Тут у любого может возникнуть вполне законный вопрос: как экосистема могла прокормить такое колоссальное количество хищников? Даже у людей довольно далеких от науки возникают сомнения, типа "ни один лес столько хищников не прокормит".
И действительно, может быть, такого количества Рапторов, как показанно в игре, в жизни не было? Может быть. Однако, много что говорит о том, что экосистема того времени была чрезвычайно продуктивной. Об этом говорит хотябы тот весьма очевидный факт, что она была способна прокормить Тираннозавра, как вид.
При этом, Тираннозавров было не так уж и мало. По численности, исходя из известных ископаемых останков, они занимают второе место, после Трицератопсов. От Тираннозавров в формации Хелл-Крик известно больше материала, чем от Эдмонтозавров. Уже известно более 30 относительно полных находок, и сотни разрозненных костей и зубов, принадлежащие виду. Большинство найденных особей имело возраст от 18 лет до 25. А значит длинну около 11 - 12 метров. Но, это именно то, что найдено.
А что было фактически? Фактически, крупные кости имеют значительно больше шансов сохраниться в ископаемой летописи, чем мелкие. И если бы нам попалась кость крупного медведя где-либо в ископаемом состоянии, то один только Кеп подсказал бы то, что экосистема была достаточной, чтобы прокормить медведя, а значит там же обитало и множество других мелких хищников. Даже если их костей не найдено! То же самое можно сказать об экосистеме МСА. Нет никаких принципиальных отличий в пропорциях, а только в количестве. Если это так, то множество крупных Тираннозавров автоматически означает ужасающее множество мелких хищных динозавров, ведь имеется вполне четкая зависимость между размерами тела хищника и его численностью. Если экосистеме способна прокормить такое количество Ти-Рексов, то она прокормит и значительно бОльшее количество более мелких хищников. А значит, она, какбы то ни было, была значительно более продуктивна, чем это можно представить, исходя из знаний о современных экосистемах.
И это вовсе не впадание в теоретизм. Известно очень немного останков детенышей Тираннозавра, фактически, намного меньше, чем останков взрослых. Но, это ни в коем случае не значит, что детенышей было фактически меньше! Ведь чтобы стать 18 летним, Ти-Рекс должен еще вылупиться из яйца! Напротив, скорее, наблюдался избыток детенышей, по сравнению с современными экосистемами. Ведь у динозавров совершенно иная стратегия размножения. Они приносят изначально значительно больше потомства, в виде яиц, чем млекопитающие. А это значит, что размерных класс небольших детенышей Тираннозавра должен по численности значительно превосходить взрослых, но это обратно отражено в палеонтологической летописи. Следовательно, тоже самое может быть верно и для Рапторов! Помимо того, как детеныши Ти-Рекса, так и Рапторы могли обитать в лесах, что уже рассмотрено, и это тоже могло влиять на их способность сохраняться в виде ископаемых останков. Аналогичные прецеденты есть и для олигиценовой фауны млекопитающих в Азии. Там наблюдается диспропорция между растительноядными и хищниками. Нет достаточного количества подходящих по размерам растительноядных для хищников типа Гиенодонов. Есть грызуны и гигантские носороги, а "нужной" средней добычи почти нет. Но, это не значит, что ее не было! Просто она обитала в степях, а там у них были крайне низкие шансы "окаменеть" (28). Мы видим, что разница между реальной картиной сообщества и тем, что сохраняется в ископаемых останках бывает очень значительной.
Но, какова же примерно была относительная численность мелких динозавров?
Расчеты показывают, что их доля была очень высока (24).
Животные с массой тела около 20 килограмм по численности должны доминировать среди хищников. Это могли быть детеныши Тираннозавра, мелкие Дромеозавриды, в том числе молодые Архерорапторы. Численность самих "ископаемых" Ти-Рексов (НТР здесь учтен не может быть) составляла от общей примерно 0.1%. Условно, Архерораптора размерно можно приравнять ко второй группе, с численностью ~ 20% от общего числа, превосходя НеНТР в 200 раз!
Итак, если та экосистема могла прокормить 1 пятитонного Ти-Рекса, то она могла прокормить 200 40-50 килограмовых Архерорапторов! Если 30 Ти-Рексов, то 6000 Архерорапторов. Пожалуй, с таким числом противников не приходится иметь дело даже в игре.
Другое косвенное доказательство продуктивности экосистем Мелового периода - в целом обширные залежи нефти, угля, газа, мела и прочих природных ископаемых, производных органики (28).
Помимо того, по новым данным (29), знаменитые Аждархиды, включающие крупнейших Птерозавров, обитавшие в Меловом периоде, являются вовсе не наземными "сталкерами", как недавно было принято считать, а все-таки морскими, речными и озерными охотниками за рыбой. Это связанно с их местонахождениями 35% известных находок Аждархид приходится на морское побережье, 18% от устьевых и лагунных , 17% от прибрежных равнинных, 17% из речных, и 13% из озерных отложений. Это говорит о сильной привязке Аждархид к воде, а следовательно и указывает на рацион, основу которого наверняка составляла рыба. А абсолютные размеры этих животных по сравнению с современными чайками, буревестниками и даже альбатросами, говорят о продуктивности экосистем тех времен.
Как видим, экосистема МСА очень сходна с тем, что показанно в игре. Полчища Рапторов, мангровые джунгли, неуязвимые Ти-Рексы... С первого взгляда игра кажется нереалистичной, но это только с первого взгляда. Она действительно показывает мир, очень отличиный от типичных представлений из "Прогулок с динозаврами". Экосистемы Ланс и Хелл-Крик это действительно дельты крупных рек с многочисленными озерами и зарослями, а не открытые безводные районы, показанные на примере Чили в популярных фильмах (25), (26). В этом плане игра ближе к реальности. В игре также присутствует обильная растительность, реки и озера. Имеется вулкан, что также характерно для той экосистемы времен формирования Скалистых гор.
Но, в чем могла заключаться причина такой продуктивности экосистемы? Отчасти, возможно, из-за отсутствия большого количества растительной дернины злаков, которая задерживает питательные вещества в почве. Ландшафт постоянно менялся, острова размывались и наносились вновь. Ничто не задерживало поступления питательных веществ в почву так как не было развитых злаковых степей. Помимо того, вулканическая активность представляла собой источник постоянного минерального удобрения для растений, которые беспрепятственно смывались во влажные экосистемы типа формации Хелл-Крик (27). Возможно, были и другие свои, еще не открытые причины очень большой продуктивности тех экосистем.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1260;