Учредительный Сейм и его постановления
За время Первой мировой войны физические, материаль- ные силы страны иссякли – литовцы воевали в немецкой и американ- ской армиях, около 11 тыс. литовцев погибло, сражаясь в рядах россий- ской армии. Страна была истощена российско-немецкими военными действиями, россияне при эвакуации вывезли 160 промышленных пред- приятий, сходным образом действовал и Обер-Ост. В первые годы ос- новные поступления в бюджет Литвы шли за счет экспорта леса и льна. После закрепления власти на большей части литовских территорий при- шел черед и вопросов государственной структуры. из-за борьбы за неза- висимость выборы в Учредительный Сейм были организованы только в середине апреля 1920 г. избирательные права получили граждане Литвы, достигшие 21 года, независимо от их вероисповедания, национальности или пола. В отличие от Франции и многих других европейских стран, в Литве право голоса было предоставлено и женщинам, и военным.
Общественность приняла активное участие в выборах 14–15 апреля 1920 г., на которых победил блок христианских демократов, со- стоящий из трех партий: Литовская христианско-демократическая пар- тия (ЛХДП), Союз фермеров Литвы (СФЛ) и Федерация труда Литвы (ФТЛ) – им досталось 59 мест в Сейме. В католической стране это не было сенсацией, поскольку верующие женщины голосовали за пар- тию ксендзов, да и Католическая церковь и духовенство выступали под явно антипольскими лозунгами и, что еще важнее, обещали на- ционализировать или урезать поместья и раздать землю крестьянам. Левый блок крестьян ляудининков (от лит. liaudininkas «народник» – либеральная партия средней и мелкой буржуазии, позднее получив- шая название Союза крестьян ляудининков Литвы, СКЛЛ) получил 29 мест, а третье место досталось Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ). Десять мест в Учредительном Сейме получили национальные меньшинства (6 евреев, 3 поляка и 1 немец). В Учредительный Сейм было выбрано и пять женщин. В итоге Учредительный Сейм состоял из 112 депутатов, которые 15 мая собрались в Каунасе (временной столице Литвы) на свое первое заседание. Кроме того, планировалось выбрать еще около 100 депутатов в Виленском крае, 9 мест были предназначены для Малой Литвы, но выборы там не состоялись, поскольку у Литвы не было контроля над этими территориями. Это доказывает, что Литва еще не считала имеющуюся территорию окончательной.
Члены Учредительного Сейма старались оправдать надежды избирате- лей. Они единогласно приняли прокламацию независимости Литовского государства, которая еще раз, как и Акт от 16 февраля 1918 г., провоз- глашала Литву независимым государством с «этнологическими граница- ми» – этот термин, скорее всего, означал некоторый отход от планов этно- графических границ в надежде на увеличение территории. Председателем Учредительного Сейма был выбран лидер СФЛ агроном Александрас Стульгинскис (в 1922–1926 гг. он являлся президентом Литвы), а 19 июня было сформировано правительство, которое возглавил ляудининкас Казис Гринюс. 11 ноября 1921 г. Учредительный Сейм единогласно по- требовал включения Клайпедского (Мемельского) края в состав Литвы, продемонстрировав таким образом единство с Малой Литвой.
1 августа 1922 г. Сейм принял Конституцию Литовского государства, основанную на принципах демократии по образцу Третьей француз- ской республики. Литовское государство было объявлено независимой демократической республикой, высшая власть в которой принадлежит народу (во времена ВКЛ высшей властью и исключительным положе- нием в стране пользовалось только дворянство). Литовский язык впер-
вые получил статус государственного языка. Всем гражданам Литвы было гарантировано равенство перед законом и другие демократиче- ские права независимо от их пола, происхождения, вероисповедания и национальности. Цвета государственного флага (желтый, зеленый, красный) никак не напоминали о флаге правителей ВКЛ, однако герб
«Витис» («Погоня») – белый всадник на червленом щите – остался прежним. Столица государства не была названа. Особенно обширные права Конституция предоставила Сейму, куда вошли так называемые народные представители. Срок полномочий Сейма и выбираемого Сеймом президента составлял три года. Конституция давала широкую автономию литовским национальным меньшинствам, узаконила обя- зательное начальное образование.
Виленская проблема, напряженные отношения с Польшей частично обусловили и уровень демократии в Литве – страна находилась на во- енном положении, в связи с чем осуществлялась цензура печати, собра- ния граждан ограничивались, правящая верхушка преследовала оппо- зиционных публицистов – в тюрьме побывали и самые ярые критики, таутининки А. Вольдемарас, А. Сметона.
Поскольку надежды на восстановление Литвы в исторических гра- ницах уже не было, перед страной стояла задача по созданию надежной экономической базы для национального государства, и поэтому самым важным вопросом в этой крестьянской стране стал вопрос о принад- лежности главного ее достояния – земли. По сравнению с Латвией и Эстонией помещичье землевладение в Литве было в два раза меньше, имения были меньше в 5–6 раз, средняя площадь крестьянского хозяй- ства в Литве составляла 15,2 га (в Латвии – 21,0 га, в Эстонии – 29,4 га). Безземельные (21 % от всех земледельцев) и малоземельные (около 25 %) крестьяне жаждали получить землю. Свою бедность они объясняли на- личием дворянских имений, несправедливостью распределения земли. Социальное неравенство еще больше обострял национальный аспект – более половины крупных землевладельцев, которым принадлежало 26 % территории Литвы, были польскоязычными «старолитовцами» и ориентировались на Варшаву. Только раздел помещичьих земель мог обеспечить литовским властям поддержку широких слоев крестьянства. 15 февраля 1922 г. Учредительный Сейм за счет голосов христи- анских демократов принял основной Закон о земельной реформе. В Государственный земельный фонд отходили помещичьи владения, по- лученные из казенных земель или на основании других царских приви- легий во времена Российской империи, все земли противников независи- мости Литвы, сражавшихся в польской армии или в отрядах Бермондта-
Авалова, а также земли частных лиц, церквей, монастырей и других цер- ковных организаций свыше нормы в 80 га. Такая норма была выбрана не случайно – это разделительный рубеж между имениями полонизирован- ных дворян и теми крупными хозяйствами, которые в конце XIX – нача- ле ХХ в. были приобретены зажиточными литовскими крестьянами или немногочисленными в то время представителями литовской интелли- генции, промышленников и торговцев (еще более радикальной была зе- мельная реформа в Эстонии и Латвии, где отбирали поместья у немецких баронов, оставляя в неприкосновенности хозяйства площадью не более 50 га). В первую очередь землю получили воины-добровольцы, беззе- мельные и малоземельные (с наделом менее 10 га) крестьяне, сельские ре- месленники, некоторые государственные и общественные учреждения.
В ходе проведения земельной реформы исчезали старые деревни, люди переезжали на хутора, началась модернизация сельского хозяй- ства, был упразднен трехпольный севооборот. Правительство на льгот- ных условиях обеспечивало фермеров качественным зерном для посе- вов, племенным скотом, помогало с подготовкой специалистов. В сель- ском хозяйстве начали использоваться органические и минеральные удобрения, повысилась урожайность зерновых (с 9 ц до войны до 12 ц в тридцатые годы). Фермеры начали создавать кооперативы, в стране строились молокоперерабатывающие предприятия, а по мере приоб- ретения современного оборудования и холодильников повышались и объемы экспорта молочной и мясной продукции.
В качестве валюты в стране продолжали ходить немецкие марки, ко- торые литовские власти переименовали в «золотые» (лит. auksinas). В период кризиса курс немецкой валюты резко упал, что негативно вли- яло на литовскую экономику. Катастрофические последствия инфля- ции заставляли литовское правительство искать выход. 9 августа 1922 г. Учредительный Сейм принял Закон о денежной единице, декларировав- ший переход Литвы на обеспеченную золотом валюту с 1 октября 1922 г. Новая денежная единица – лит – состояла из 100 центов. Содержание чистого золота в лите равнялось 0,150462 г, т. е. отношение литовской ва- люты к доллару было 10:1. В течение всего периода независимости Литвы лит сохранял стабильный курс, обеспеченный ценными бумагами и зо- лотым резервом (12 т), благодаря чему высоко ценился и в зарубежных странах. В 1923 г. собственная валюта была введена в Латвии и Польше.
Свобода дала толчок стремительному развитию просвещения и уч- реждению новых школ. В 1919 г. в Литве уже действовало 1 036 школ, в которых училось 45 540 школьников. Высшие курсы в Каунасе вско- ре выросли в Литовский университет (открыт 16 февраля 1922 г.). За
неполные двадцать лет университет подготовил 3 700 специалистов, ученых, педагогов. Литовский язык стал языком не только государ- ственных, но и военных учреждений (в Каунасе было основано воен- ное училище), языком науки и научных исследований. В стране начали зарождаться новые традиции – в 1924 г. в Каунасе прошел первый все- народный праздник песни.
Реформы проводились в небольшой, мононациональной стране – по данным первой переписи, проведенной 17 сентября 1923 г., население Литвы на тот момент составляло 2 028 971 человек (без Виленской и Мемельской областей). Литовцы составляли 82 %, евреи – 7 %, немцы – 4 %, поляки – 3 %, русские – 2,3 % от общего числа жителей. Литва была сельскохозяйственной страной, и в сельской местности проживало 84 % населения, преимущественно литовской национальности – 91 %. Несмотря на сельскохозяйственный характер страны, литовцы состав- ляли 50 % городских жителей, евреи – треть населения городов и месте- чек и всего 0,5 % сельских жителей. Литовцы составляли большинство во всех профессиональных сферах деятельности, за исключением экс- порта и импорта, где преобладали еврейские предприниматели. Кроме того, евреи составляли 83 % всех владельцев торговых предприятий, тогда как литовцы – только 13 %.
Около 350 тыс. литовцев в то время проживали в США (из них 180 тыс. родились в Литве), около 100 тыс. литовцев остались в Виленском крае, 6 тыс. литовцев жили в Англии. В первые годы независимости тысячи эмигрантов возвращались в Литву, покупали здесь землю, на- чинали свой бизнес, открывали промышленные предприятия, банки. Т. Нарушявичюс, Бронюс Балутис, Й. Жилюс, Йонас Шлюпас, Стяпонас Дарюс и другие стали известными общественными деятелями, дипло- матами, офицерами. Деньги, посылаемые на родину американскими ли- товцами, составляли 1/10 часть государственного бюджета Литвы, эми- грантские политические движения финансировали литовские партии, собирали пожертвования на работы по восстановлению государства.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1531;